Развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте | Суханова Лариса Михайловна. Работа №350630
Аннотация. Функциональная грамотность представляет собой способность ребенка использовать знания и умения в реальной жизни для решения повседневных задач. В дошкольном возрасте формирование этой компетенции становится основой успешной адаптации в школе и дальнейшем обучении. В статье рассматриваются ключевые аспекты развития функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, а также даются практические рекомендации для воспитателей, которые помогут эффективно развивать у малышей навыки работы с информацией, решение проблем и самостоятельное выполнение простых задач. В статье представлены конкретные примеры, иллюстрирующие, как можно интегрировать элементы функциональной грамотности в повседневную практику дошкольного образования.
Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольный возраст, воспитатель, навыки решения проблем, информационная грамотность, развивающие игры, педагогика.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Суханова Лариса Михайловна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 23" г. Заволжье
Аннотация. Функциональная грамотность представляет собой способность ребенка использовать знания и умения в реальной жизни для решения повседневных задач. В дошкольном возрасте формирование этой компетенции становится основой успешной адаптации в школе и дальнейшем обучении. В статье рассматриваются ключевые аспекты развития функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, а также даются практические рекомендации для воспитателей, которые помогут эффективно развивать у малышей навыки работы с информацией, решение проблем и самостоятельное выполнение простых задач. В статье представлены конкретные примеры, иллюстрирующие, как можно интегрировать элементы функциональной грамотности в повседневную практику дошкольного образования.
Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольный возраст, воспитатель, навыки решения проблем, информационная грамотность, развивающие игры, педагогика.
В последние годы в педагогике все чаще акцентируется внимание на развитии функциональной грамотности у детей. Это понятие включает в себя не только знание и умение читать, писать и считать, но и способность эффективно применять эти знания для решения различных задач в повседневной жизни. Особенно важным этот процесс становится в дошкольном возрасте, когда дети начинают активно осваивать мир и учиться ориентироваться в нем. Воспитатели играют важную роль в развитии функциональной грамотности, поскольку они могут создавать ситуации, в которых дети будут учиться использовать свои знания в практической деятельности, решать задачи и самостоятельно принимать решения.
Когда мы говорим о функциональной грамотности, важно понимать, что это не просто умение читать и считать в привычном смысле. Речь идет о способности ребенка извлекать информацию, анализировать ее и использовать для достижения определенной цели. Например, ребенок, который научился читать, но не понимает, как это знание применить для решения бытовых задач, не обладает полноценной функциональной грамотностью. Поэтому в дошкольном возрасте важно не только обучать детей навыкам письма и чтения, но и научить их думать, анализировать, планировать свои действия.
Один из самых ярких примеров развития функциональной грамотности у детей дошкольного возраста — это обучение их использованию чисел и счетных операций в реальной жизни. В повседневной жизни ребенок сталкивается с задачами, где ему необходимо посчитать предметы, распределить их между собой и другими детьми, понять, сколько игрушек или конфет осталось, если часть из них уже забрали. В этих ситуациях дети учат применять свои знания о числах не в теоретическом контексте, а в практическом. Воспитатель может предложить детям простые игры, которые включают в себя счёт и сортировку предметов, например, игру в «магазин», где дети должны посчитать, сколько товаров им нужно для покупки, или раздать игрушки поровну между всеми участниками.
Еще одним важным аспектом является развитие у детей навыков работы с текстом. Воспитатель может помочь детям научиться извлекать информацию из простых текстов, а также научить их понимать и анализировать информацию, представленную в виде картинок и иллюстраций. Например, можно предложить детям рассматривать книги с картинками и задавать вопросы: «Что происходит на этой картинке?» или «Как ты думаешь, что будет дальше?» Такие задания способствуют развитию не только аналитического, но и критического мышления.
Кроме того, важно научить детей работать с информацией в контексте реальной жизни. Воспитатель может организовать игры, в которых дети будут решать задачи, связанные с ориентированием в пространстве, временем, деньгами и другими повседневными ситуациями. Например, можно предложить детям организовать «пикник», на котором они должны сами решить, какие продукты нужно взять, сколько тарелок и стаканов нужно приготовить, сколько времени нужно для приготовления еды и т. д. Подобные игры способствуют развитию у детей навыков планирования, принятия решений и решения задач в реальных жизненных ситуациях.
Помимо работы с текстом и числами, важную роль в формировании функциональной грамотности играет развитие у детей навыков самостоятельной работы. Это умение, которое можно развивать через разные виды деятельности, включая творчество, конструирование, рисование и другие виды самостоятельной работы. Воспитатель может предложить детям задания, требующие самостоятельного выполнения, например, нарисовать картину, собрать конструкцию или разложить игрушки по определенному принципу. В процессе выполнения таких заданий дети учат планировать свои действия, искать оптимальные решения и проверять, правильно ли они действуют. Это помогает развивать у них способность к самоконтролю и самооценке.
Важной частью развития функциональной грамотности является также развитие коммуникативных навыков у детей. В дошкольном возрасте дети учат, как вести диалог, как слушать и отвечать на вопросы, как выражать свои мысли и эмоции. Это способствует не только развитию речи, но и развитию способности к решению проблем в социальном контексте. Например, в игре «Доктор» дети учат разбирать различные проблемы и искать решения в коллективе. Ребенок, который научился адекватно взаимодействовать с окружающими, будет способен эффективно справляться с задачами, требующими коллективного решения.
Одним из инструментов, который можно использовать для развития функциональной грамотности, являются развивающие игры и задания. Например, можно предложить детям игру, в которой они будут выполнять роль учёных и исследовать, как различные объекты взаимодействуют друг с другом. В этом процессе дети учат наблюдать, анализировать и делать выводы. Подобные игры развивают у детей навыки научного подхода и логического мышления, а также учат их работать с информацией.
Также стоит обратить внимание на использование технологий в процессе обучения. В дошкольных учреждениях все чаще применяются цифровые устройства и обучающие программы, которые помогают детям освоить базовые навыки функциональной грамотности. Однако важно помнить, что технологии должны быть использованы в контексте живого общения и практической деятельности, чтобы они не заменяли, а дополняли традиционные методы обучения.
В целом, развитие функциональной грамотности у детей дошкольного возраста является важной частью подготовки к школьному обучению. Воспитатель, создавая разнообразные ситуации, в которых дети могут применить свои знания и умения, помогает им не только научиться читать и считать, но и развивать важные жизненные навыки. Включение элементов функциональной грамотности в повседневную практику обучения способствует тому, чтобы дети могли более эффективно решать задачи, ориентироваться в окружающем мире и стать уверенными в своих силах.
Таким образом, воспитатель, развивая функциональную грамотность, помогает детям научиться понимать мир, быть активными и самостоятельными, а также адаптироваться к требованиям современного общества.
Список литературы
Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в
познавательско
-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 1-6.
Журавлева В.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: В.В. Журавлева, А.А. Чуприна, Л.Н. Шубина. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2023. – 55 с.