Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР | Швецова Любовь Геннадьевна. Работа №319475

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация: В статье описан коррекционно-образовательный процесс со специально подобранным циклом креативных заданий, в сочетании с сопровождающим движения текстом (предпочтительно стихотворным), что является эффективным средством для развития графомоторных навыков и умений, и воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

Ключевые слова: графомоторные навыки, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, методы стимулирования творческой активности детей.

В Концепции модернизации российского образования одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося, в том числе, в необходимости развития графомоторных навыков и умений у детей с общим недоразвитием речи. (далее - ОНР)

УДК 376

Боярова Наталья Александровна,

воспитатель,

Швецова Любовь Геннадьевна,

воспитатель,

МБОУ «Гимназия №9» Детский сад, г. Тольятти, Россия

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Аннотация: В статье описан коррекционно-образовательный процесс со специально подобранным циклом креативных заданий, в сочетании с сопровождающим движения текстом (предпочтительно стихотворным), что является эффективным средством для развития графомоторных навыков и умений, и воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

Ключевые слова: графомоторные навыки, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, методы стимулирования творческой активности детей.

В Концепции модернизации российского образования одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося, в том числе, в необходимости развития графомоторных навыков и умений у детей с общим недоразвитием речи. (далее - ОНР)

В данной статье представлен материал популярных на сегодняшний день современных форм, способствующих развитию графомоторных навыков у детей с ОНР. Современная тенденция к индивидуализации обучения и воспитания креативной личности, получает все большее распространение. Перед педагогами встает задача по обеспечению оптимальных условий для развития данного контингента воспитанников.

Для эффективности развития графомоторных навыков и умений у детей с ОНР, важно использовать методы стимулирования творческого таланта. Так как у таких детей слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, рисунки отличаются схемотичностью, шаблонностью, отсутствием существенных деталей и прорисовки. Тем самым интерес к изобразительной деятельности начинает «затухать». Поэтому педагог выстраивает образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию, как нестандартную ситуацию, для выдвижения у детей новых идей и фантастических гипотез. Стимулирования творческости в детях, мы тем самым активизируем графомоторные навыки и умения при создании детьми продуктов деятельности. Новые достижения науки позволяют расширить диапазон видов и форм детского творчества, направленных на постижение не только законов красоты, но и развитию графомоторных навыков и умений у данного контингента воспитанников.

Практические упражнения, логические игры, познавательные и творческие задачи систематизированы с учетом коррекционно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). При организации креативных заданий, воображение включается как инструмент. Дети упражняются в придумывании нового персонажа, его ролевого поведения в воображаемой игровой ситуации. Содержание замысла может быть нестандартным, к примеру, рассеянная зебра из знойной саванны попала в ледяную Арктику. Как же теперь помочь зебре? При выполнении таких креативных заданий по моделированию игры, через воображение и изобразительные средства, возможны формы работы только индивидуальные или малой группой.

Также отличным стимулом творческой активности, что тем самым развивает графомоторные навыки и умения у данного контингента воспитанников, это постановка детей в ситуацию, когда им необходимо кого-то спасти. Через такую форму проведения креативных заданий и упражнений, педагог формирует у детей умение задавать себе вопросы, осмысливать вопросы, принимать решение. В завершении дети проицируют материал, используя художественные средства.

Как стимулом мыслительной деятельности при организации креативных заданий для развития графомоторных навыков и умений, становится само моделирование нестандартных ситуаций. Метод моделирование вероятностей вытесняет у детей способность бездумного воспроизведения. Замысел креативного задания в рамках моделирования вероятностей, стимулирования творческой активности у детей с ОНР. Перед детьми встает задача наделить определенными качествами существо, которое ранее этими качествами не обладало. Для этого требуется детальная прорисовка. При организации креативного задания по моделирования вероятностей, каждая работа воспитанника отражала настроение и темперамент автора. Включение указанного цикла занятий обеспечивает положительную динамику развития внимания, памяти, воображения, логического и наглядно-образного мышления, зрительного восприятия, графомоторных навыков и умений.

Положительная динамика наблюдается приблизительно после трех месяцев подачи материала. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР при систематичном и последовательном обучении приучаются анализировать свои действия, описывать последовательность действий, подключать речь при выполнении креативного задания.

Включение в коррекционно-образовательный процесс специально подобранного цикла креативных заданий, в сочетании с сопровождающим движения текстом (предпочтительно стихотворным) является эффективным средством для развития графомоторных навыков и умений, и воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

Безусловно, главное для педагогов и родителей, – увидеть детей уверенными в своих навыках, успешными в учебе и в жизни.

 

Список литературы:

Беззубцева

Г.В.

Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет / Г.Б.

Беззубцева

, Т.Н. Андриевская. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2013. 120 с.

Безруких М.М.

Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2011. 256 с.

Галкина Г.Г.,

Дубынина

Т.И.

Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. М.: Издательство «Гном и Д», 2010. 40 с.

Крушельницкая О.И.

Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет / О.И. 

Кр

ушельницкая

, А.Н. Третьякова. М.: ТЦ Сфера, 2014. 80 с.

Лыкова И.А., Буренина А.И.

Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии /И.А. Лыкова, А.И. Буренина. М.: Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР», 2012. 66 с.

Павлова Т.А.

Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М.: Школьная Пресса, 2014. 64 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×