Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста | Разуваева Наталья Александровна. Работа №353755

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие речи – безусловно важнейшее условие развития ребенка, позволяющее ему жить в социуме и овладевать навыками на протяжении всей своей жизни.   Письменная речь как одна из её формы гораздо сложнее и многограннее. Умение человека выражать свои собственные мысли с помощью графических знаков при письме – одна из составляющих письменной речи. Хотя письменная речь в последнее время переходит в печатный формат, овладение графическими навыками – значимое умение.

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Разуваева Наталья Александровна

Развитие речи – безусловно важнейшее условие развития ребенка, позволяющее ему жить в социуме и овладевать навыками на протяжении всей своей жизни. Письменная речь как одна из её формы гораздо сложнее и многограннее. Умение человека выражать свои собственные мысли с помощью графических знаков при письме – одна из составляющих письменной речи. Хотя письменная речь в последнее время переходит в печатный формат, овладение графическими навыками – значимое умение

для ребенка, необходимое для формирования целостности работы мыслительных процессов, образуя тесную связь между корой головного мозга, органами слуха, зрения, многих мышцы тела, что способствует более глубокому освоению информации. Письменная речь позволяет четче формулировать свое видение мира, как бы отсекая все лишнее, поэтому важно формировать основу уже в дошкольном возрасте.

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

Процесс формирования Графомоторных навыков у дошкольника физиологически и психологически сложен.

Для формирования этого навыка необходимо, чтобы ребенок был подготовлен к его обучению. Анализ данных психофизиологических исследований детей в процессе письма показывает, что важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:

а) зрительно-пространственных;

б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;

в) пространственных представлений «левого» и «правого». Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного);

г) сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.

При формировании графомоторного навыка Т.П. Сальникова выделяет три основных этапа.

I этап – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснения содержания. Данный имеет чрезвычайно сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения

И сформированного навыка. На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями. Т.П. Сальникова утверждает, что на начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на графике

Выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные циклы: время движения и паузу перед движением, необходимую для осознания последующего движения.

Важным условием успешного формирования графомоторного навыка на данном этапе является развитие умения согласовывать действия глáза и руки.

Пальцы должны уметь «слышать» информацию, которую им дают глаза. Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой – закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге.

II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие. Большая роль на этом этапе отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ведущим при этом является зрительный контроль.

III этап – автоматизация – фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка.

Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная действительность (а не механические упражнения).

В работе с дошкольниками по формированию графомоторных навыков, можно выделить следующие группы упражнений представленных О.Б. Иншаковой, которые на практике доказали свою эффективность

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров

Эта группа заданий, на развитие у детей способности в узнавании предметов, сравнении изображений реальных предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий.

Дошкольники учатся различать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения предметов и наложенные друг на друга, выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров.

Если у ребенка при выполнении заданий на зрительное распознавание не цветных перечеркнутых и наложенных контурных изображений возникают серьезные трудности, допустима предварительная цветная обводка контуров или раскрашивание рисунков.

Формирование зрительного слежения

При выполнении этих упражнений у детей формируется зрительное слежение в различных направлениях. Сначала в направлении сверху вниз, потом слева направо и по кругу, в направлении по кругу против часовой стрелки. Работа с перечисленными направлениями необходима для выработки правильного навыка письма, позволяющего ребенку достаточно легко осваивать скоропись.

Формирование зрительно-моторной координации

Здесь используются задания, с помощью которых навык зрительного слежения подкрепляется движениями руки в направлениях сверху вниз, слева направо и по кругу против часовой стрелки, в результате чего у детей формируется зрительно-моторная координация.

Развитие зрительно-моторной координации

В этом разделе навыки, сформированные у ребенка при выполнении заданий предыдущих разделов, закрепляются и автоматизируются.

В результате проведенной работы ребенок сможет правильно осуществлять графическую деятельность, соблюдая нужное направление и самостоятельно исправлять допущенные графические ошибки.

 

Список литературы

Иншакова О.Б.

Развитие и кор. графо-моторных навыко

в

у

детей 5

-7л

Изд-во

Владос

, 2003.- 104 с

 

Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М.

Мастюкова

, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. — 320 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×