Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ | Савченко Людмила Викторовна. Работа №311079

Дата публикации:
Автор:
Описание:

  

    Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.

Достичь можно лишь путём постепенного развития  ручной  умелости,  достигаемой  в  результате  перехода  от  простого,  к  более сложным заданиям. Данное направление разделила на несколько этапов. 

Развития мелкой моторики и подготовки руки к письму строится на следующих принципах:

– системность; процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и

взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одно направление,

необходима системная работа.

– взаимодополняемость; комплексный процесс, в котором развитие одних функций определяет и дополняет развитие других функций.

– соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;

– адекватность требований и нагрузок;

– постепенность; (следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным);

– повторяемость материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

 

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

 

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.

можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

 

Данное направление разделила на несколько этапов.

1.Вначале дети работают на нелинованном листе. Задача – добиться свободного движения кисти. На этом этапе знакомлю детей с видами и направлениями штриховки, шаблонами и трафаретами. Даю понятие о том, что шаблон – это внешний контур предмета, а трафарет– это внутренний контур. Сочетаю обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки. Учу рисовать различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях. Дети должны усвоить основные правила раскрашивания:

а) не заходить за контур;

б) не оставлять пробелов;

в) выполнять движение в одной плоскости.

Предлагаю использовать различные виды копирования (через копирку, точкам и т.д.).

 

2.Следующим этап. Работа в тетради в крупную клетку.

На этом этапе знакомлю со структурой тетради: обложка, лист, страница,

Строка. Учу копировать по точкам нарисованный мною образец.

3.Заключительный этап Работа в тетради в мелкую клетку.

Ребята учатся писать палочки, кружочки, крючочки и т.д.

Нормализация оптикопространственных ориентировок.

Последовательность работы на этом этапе должна быть следующей:

- ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)

- ориентировка в помещении. На этом этапе следует сформировать у детей понятие об ограниченности пространства (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами)

- ориентировка с поворотом на 180° (в схеме тела человека, сидящего напротив).

- ориентировка на плоскости. Для ребенка плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый

нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.

- ориентировка в клетке, т.к. клетка является маленькой копией листа.

Работа ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе предлагаю детям упражнения по рисованию графических узоров.

- от ориентировки на клетке переходим к ориентировке на листе бумаги в линию. Предлагаю задания в жесткой определенной последовательности их

выполнения, т.е. различать графические элементы, вписываем над строкой, в строке, под строкой.

- работа над формированием буквенного и зрительного образа букв.

Последовательность работы строиться следующим образом:

1. Развитие зрительного гнозиса (узнавание).

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Дифференциация смешиваемых букв.

На этом этапе дети учатся находить контурное изображение предметов,

недорисованные контуры изображаемых объектов, выделять контурные изображения, наложенные друг на друга, распределение предметов по величине, нахождение аналогичных предметов, дорисовывать незаконченные фигуры и симметричные изображения, находить различия в двух схожих картинках и т.д.

При изучении букв включаю следующие упражнения: выкладывание букв из палочек, их нахождение среди графически сходных, переконструирование букв, узнавание букв путем тактильного восприятия и др.

 

Все перечисленные этапы развития мелкой моторики и подготовки руки к письму строились на следующих принципах:

– системность; процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и

взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одно направление,

необходима системная работа.

взаимодополняемость; комплексный процесс, в котором развитие одних функций определяет и дополняет развитие других функций.

– соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;

– адекватность требований и нагрузок;

– постепенность; (следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным);

– повторяемость материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×