Развитие грамматического строя речи дошкольного возраста | Валентинова Мария Олеговна. Работа №354101. Номер работы: №354101
работа посвящена рассмотрению аспектов грамматического строя речи дошкольного возраста. В статье рассматривается вопрос развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, который является важным аспектом их общего речевого развития.
Развитие грамматического строя речи дошкольного возраста – это важный аспект формирования речевой компетенции у детей. В этом возрасте речевой навык начинает активно развиваться под воздействием различных факторов, в том числе общения с окружающими, игр, чтения книг и слушания сказок. Дети учатся строить простые и сложные предложения, осваивают основы согласования слов в предложении, что становится основой дальнейшего развития их речи.
Валентинова М.О. Развитие грамматического строя речи дошкольного возраста
Валентинова Мария Олеговна
Педагог дополнительного
образования МБОУ ДО ЦДТ №4
valentinosmaria2014@mail.ru
Аннотация: работа посвящена рассмотрению аспектов грамматического строя речи дошкольного возраста. В статье рассматривается вопрос развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, который является важным аспектом их общего речевого развития.
Ключевые слова: грамматика, дошкольный возраст, речевое развитие. Abstract: The work is devoted to the consideration of aspects of the grammatical structure of speech of preschool age. The article deals with the development of the grammatical structure of speech in preschool children, which is an important aspect of their general speech development.
Key words: grammar, preschool age, speech development.
Развитие грамматического строя речи дошкольного возраста – это важный аспект формирования речевой компетенции у детей. В этом возрасте речевой навык начинает активно развиваться под воздействием различных факторов, в том числе общения с окружающими, игр, чтения книг и слушания сказок. Дети учатся строить простые и сложные предложения, осваивают основы согласования слов в предложении, что становится основой дальнейшего развития их речи.
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важным аспектом их общего речевого развития. Этот период характеризуется активным освоением языка, когда дети учатся строить предложения, правильно использовать слова и выражать свои мысли [1].
В дошкольном возрасте дети начинают использовать более сложные конструкции, осваивают различные части речи и учатся согласовывать слова по числу, роду и падежу. Важную роль в этом процессе играют игровые методы обучения, чтение художественной литературы и взаимодействие со взрослыми. Игры с различными формами предложений, диалоги и рассказы способствуют закреплению грамматических норм.
Коррекционная строй речи включает в себя такие элементы, как морфология, синтаксис и работа с детьми, у которых наблюдаются трудности в освоении грамматики, должна быть направлена на развитие у них навыков осознанного речевого использования. Использование визуальных и слуховых стимулов, а также создание ситуаций для практики помогает формировать у дошкольников уверенность в своих речевых способностях.
По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера [2], у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла», «она (корова) забодала», «он (волк) напал», «он (шар) покатился» и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит как бы разговор с самим собой.
З.М. Истомина [3] считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.
По данным А.М. Леушиной [8], по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.
Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б.Эльконина [8], общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание - рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.
А.М. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка [8].
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста представляет собой важный и многогранный процесс, который включает в себя формирование правильного употребления слов в различных грамматических категориях и структуре предложений. В этом контексте можно выделить несколько ключевых аспектов, которые играют значительную роль в развитии грамматики у детей [4].
1. Этапы развития грамматического строя
Детское речевое развитие проходит через несколько этапов, на каждом из которых происходят изменения в использовании грамматических структур [5]:
От 1 до 2 лет:
На этом этапе дети начинают произносить свои первые слова и формировать простые словосочетания. В основном речь включает существительные и глаголы, без четкой грамматической связности.
От 2 до 3 лет:
Ребенок начинает составлять простые предложения, часто использует связи между словами, но структура может быть еще примитивной. Важно, чтобы в окружении ребенка звучала правильная речь, которая будет служить моделью.
От 3 до 4 лет:
Наблюдается активное расширение словарного запаса и понимания различных грамматических форм, таких как множительное число, падежи и изменение глаголов по времени. Дети начинают осваивать более сложные предложения с использованием союзов.
От 4 до 6 лет:
В этом возрасте у детей заметно улучшается грамматическая структура речи. Они начинают использовать сложные предложения, понимать согласование слов в числе и роде, формировать
различные временные формы глаголов. Важно обеспечить возможность для активного использования языка в общении.
2. Влияние окружающей среды
Окружение, в котором растет ребенок, играет ключевую роль в развитии его речевых навыков:
Коммуникация с взрослыми:
Взрослые, которые общаются с детьми, должны использовать богатый и разнообразный язык. Чем больше ребенок слышит примеров правильного употребления грамматических форм, тем быстрее он овладеет ими.
Сверстники:
Игра с другими детьми также способствует развитию грамматического строя. Дети учатся взаимодействовать, задавать вопросы, высказывать свои мысли и договариваться, что включает использование различных грамматических конструкций.
3. Игры и занятия для развития грамматики
Игровые занятия являются отличным способом для развития грамматического строя. Вот несколько идей:
Ролевые игры:
Создание игровых ситуаций, где ребенку необходимо использовать разные грамматические формы. Например, играть в магазин, где нужно задавать вопросы и предлагать товары, используя различные структуры предложений.
Чтение и обсуждение:
Чтение книг и обсуждение
прочитанного
помогает детям понимать, как используются грамматические формы в контексте. Также можно задавать вопросы о
прочитанном
, требуя от ребенка использования сложных конструкций
[
6
]
.
Слова в предложении:
Игры на создание предложений из наборов карточек со словами могут быть полезны для развития способности формировать грамматически правильные фразы.
С помощью игр и упражнений, направленных на развитие грамматических навыков, можно значительно обогатить словарный запас детей. Например, занятия по сортировке предметов по признакам, обсуждение ярких иллюстраций или
игры с игрушками позволяют не только вовлекать детей в активную речевую деятельность, но и формировать у них понимание структуры высказывания. Упражнения на образование множественного числа, склонение существительных и измен
ение форм глаголов способствуют
закреплению грамматических правил
[
7
]
.
4. Оценка и коррекция речевого развития
Если у ребенка наблюдаются трудности в формировании грамматического строя, важно вовремя обратиться к логопеду или специалисту по речевому развитию. Поддержка и корректировка могут помочь детям преодолеть имеющиеся трудности:
Игровые занятия с логопедом:
Они могут предложить различные техники и игры, способствующие развитию грамматических навыков.
Индивидуальные задания:
Специалист может предложить занятия, фокусирующиеся на конкретных аспектах грамматики, с которыми у ребенка возникают трудности.
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста – это сложный, но увлекательный процесс, требующий терпения и времени. Окружение, в котором находится ребенок, а также активное взаимодействие с ним взрослых и сверстников играют ключевую роль в успешном усвоении грамматических форм и конструкций. Игровая форма обучения, чтение и обсуждение, а также индивидуальные занятия могут стать отличными инструментами в этом важном процессе.
Список литературы
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.
:
Академия
,
2000
.
400 с.
Детская психология
:
[Учеб
.
д
ля
пед
. ин-
тов
] / В. С.
Мухина; Под ред. Л. А.
Венгера
.
Москва
:
Просвещение, 1985. 272 с.
Истомина З.М.
Развитие памяти [Текст]
:
Учеб
.-
метод. пособие для студентов-заочников I и II курсов
пед
. ин-
тов
/ З.М. Истомина
;
Моск
. гос.
заоч
.
пед
. ин-т. Москва
:
Просвещение, 1978.
120 с.
Киселева О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технолог
ия обучения речевому творчеству.
Т.: Изд. ТГПУ, 2006. 84 с.
Костров П.М. Психические процессы состояния и образования / П.М. Костров. Москва
:
Лаборатория книги, 2010.
61
с
.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студе
нтов высших учебных заведений.
М.: ТЦ Сфера, при участии «
Юрайт
», 2004. 464
с.
Люблинская
А.
А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. / А.А.
Люблинская
. – М., «Просвещение», 1971 г. [Электронный ресурс] URL:
http://detskiysad.ru/ped/psihologiya59.html
Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.
В. Запорожца, Д. Б.
Эльконина
. Москва
:
Просвещение, 1964.
352 с.