Развитие групповой сплоченности команды | Дрожин Александр Иванович. Работа №326214
Мини-футбол является одним из молодых, но уже достаточно популярных среди подростков командных видов спорта. Занятия футболом воспитывают чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.
Известно, что успех в спортивной команде определяется не только (а зачастую и не столько) индивидуальными достижениями участников, а и их «сыгранностью», умением координировать свои действия и «выложиться» для достижения общей цели.
Развитие групповой сплоченности команды как средство достижения высоких спортивных результатов в мини-футболе
Автор: Дрожин А.И.,
учитель физической культуры
МОУ СОШ № 1 п. Пангоды
2018
Содержание
1 раздел. Актуальность практики……………………………………….3
2 раздел. Цель и задачи практики………………………………………4
3 раздел. Теоретическое обоснование практики……………………….5
4 раздел. Описание опыта……………………………………………….6
5 раздел. Результативность практики……………………………….….8
6 раздел. Перспективы развития практики……………………………..8
Библиографический список……………………………………………...9
Приложение 1. Методика «Изучение направленности личности»
(В.Смекал и М.Кучер)…………………………………………………...10
Приложение 2. Примеры упражнений, направленных на сплочение команды………………………………………………………………………..15
Приложение 3. Сравнительные результаты диагностики направленности личности членов команды……………………………………………………25
1 раздел. Актуальность
Мини-футбол является одним из молодых, но уже достаточно популярных среди подростков командных видов спорта. Занятия футболом воспитывают чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.
Известно, что успех в спортивной команде определяется не только (а зачастую и не столько) индивидуальными достижениями участников, а и их «сыгранностью», умением координировать свои действия и «выложиться» для достижения общей цели.
В процессе становления и развития спортивная команда приобретает различные групповые свойства и качества. Одно из таких качеств - сплоченность.
Перед тренером стоит задача создания сплоченного работоспособного коллектива игроков, который отличается слаженностью и согласованностью действий, когда спортсмены понимают друг друга с полуслова, могут найти совместными усилиями оптимальное решение в самых сложных ситуациях.
Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. На практике это означает, что происходит не только обмен идеями, но и распределение ресурсов и обязанностей и, наконец, то, что каждый член группы разделяет ее успех.
Именно сплоченность команды благоприятно влияет на эффективность спортивной деятельности, способствует достижению высоких спортивных результатов.
Работая с коллективом, где занимаются подростки от 12 до 14 лет, тренер обязан учитывать их возрастные психологические особенности.
Потребность в принадлежности к группе сверстников - одна из важнейших социально-психологических потребностей подростков. Если подросток входит в организованную и сплоченную группу сверстников, занимающихся интересной для него деятельностью и разделяющих социально приемлемые ценности (например, спортивная команда), то его потребность в принадлежности к группе оказывается удовлетворена.
Это резко снижает вероятность того, что он окажется включен в асоциальную группу, дает своеобразный «иммунитет» против ее влияния.
Таким образом, актуальность данной практики определяется потребностью подростков в принадлежности к позитивной референтной группе сверстников, и стремлением спортивной команды к достижению максимальных спортивных результатов.
2 раздел. Цель и задачи практики
Спорт традиционно ориентирован на соревнование. Соперничество в спорте травматично для детей. Для большинства из них спорт заканчивается тупиком, поражениями, отнимающими радость игры. Это объясняет тот факт, что многие подростки покидают спортивные кружки и секции. Они не хотят подвергаться стрессу, к которому приводит атмосфера соперничества.
Существует три формы направленности личности: личная (на себя), деловая (на задачу) и коллективистская (на взаимодействие).
Личностная направленность (направленность на себя) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу. Такой человек чаще бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.
Коллективистская направленность или направленность на взаимные действия, имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.
Деловая направленность (направленность на задачу) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладение новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Способами достижения цепи являются:
конкуренция (работа направлена на достижение превосходства над другими),
кооперация (совместная работа),
независимая деятельность (работа никак не соотносится с деятельностью других).
Важным условием победы в соревнованиях является общая направленность всех игроков на достижение успеха в сочетании с командной работой.
Идея практики состоит в развитии групповой сплоченности как результата проявления коллективистской направленности личности подростка, игрока спортивной команды.
Цель практики: формирование групповой сплоченности команды подростков 12-14 лет по мини-футболу
Задачи:
определить направленность личности игроков команды
,
составить комплекс упражнений, направленный на формирование групповой сплоченности,
разработать методические рекомендации по развитию групповой сплоченности команды
3 раздел. Теоретическое обоснование практики
Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как
степень психологической общности
степень единства членов группы
теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия
степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.
Групповая сплоченность - результирующая всех сил, действующая на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней (Л.Фестингер).
Групповая сплоченность - совокупность процессов, побуждающих участников оставаться в группе (И. Ялом, Д. Картрайт).
Групповая сплоченность - привлекательность группы для ее членов (Дж. Франк, Дж. Корей).
Сплоченность эмоционально связывает членов группы друг с другом, гарантируя большую единство и стабильность межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе даже при фрустрирующих обстоятельствах и помогая создать общую систему норм, способствующую большей терпимости к различным индивидуальным целям.
Проблема межличностных взаимоотношений в команде изучалось в работах А.Ц. Пуни, В.В. Белорусова, А.П. Рудик, И.П. Волков, Ю.Л. Ханин, Г.Д. Горбунов, В.И. Румянцева, Р.Л.
Английские психологи Девид Понсоби и Морис Яфер обнаружили, что футболисты в сложных ситуациях значительно чаще передают мяч тем коллегам по команде, к которым испытывают большие симпатию и уважение. Видеозаписи показали, что делается это автоматически, подсознательно даже в тех случаях, когда футболисты получали строгие инструкции от тренеров не делать этого.
Ю.Ф. Коломейцев отмечает, «Кроме индивидуального отношения к тренировочной и соревновательной деятельности, в командных видах спорта существует коллективное отношение. Формируется оно на базе индивидуальных, однако, не является простой их суммой. Объясняется это тем, что потребности, лежащие в основе отношений, даже при одинаковой их направленности могут иметь различную интенсивность. Чтобы сформировать разные отношения к тренировочному процессу в одно общекомандное, необходимо максимально сблизить потребность всех членов команды, создать атмосферу, где все желают достичь одной цели».
По данным исследований в командах с высокой потребностью в дружеских связях, игроки выражают большую удовлетворенность своей деятельностью по сравнению с командами, где эта потребность была ниже, несмотря на одинаковые успехи тех и других и соревновательной деятельности.
В процессе становления и развития спортивная команда приобретает различные групповые свойства и качества. Одно из таких качеств - сплоченность.
Сплоченность – устойчивое качество спортивной команды. Показателем сплоченности выступает ценностно-ориентационное единство, характеризуемое прочной взаимосвязанностью спортсменов команды как коллектива, отношения которых опосредованы общими целями и задачами команды и базируются на ответственной зависимости.
Важнейшими компонентами сплоченности команды являются:
1. Наличие общей цели, которая принимается всеми участниками и про которую им понятно, что она не может быть достигнута кем-то из группы индивидуально. Отношения выстраиваются по принципу «или мы все вместе выиграем, или все вместе проиграем».
2. Умение координировать действия для достижения общей цели. Каждый человек в отдельности, как бы он хорошо ни действовал, не сможет достигнуть командной цели, если он не будет соизмерять и координировать свои действия с действиями других людей.
3. Взаимное доверие, готовность оказываться в ситуациях, подразумевающих высокую степень неопределенности, включающих элемент совместного риска.
4. Положительный эмоциональный и мотивационный фон: заинтересованность в совместной деятельности и в общении друг с другом, увлеченность общим делом, азарт.
5. Соревновательность, но направленная не столько на членов своей команды, сколько на общего конкурента – например, на другую команду.
Направленность личности члена спортивной команды на взаимные действия является важным показателем развития групповой сплоченности.
Наиболее результативный путь формирования качеств, необходимых для продуктивной командной работы – это игровое моделирование ситуаций совместной деятельности, где проявятся такие качества.
4 раздел. Описание практики
Процесс обучения в мини-футбол направлен на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование, а также на формирование системы знаний по вопросам, техники, стратегии и техники, правил игры, методики тренировки и т.п.
При организации тренировочного процесса использую традиционные виды подготовки футболистов:
1. ОФП - общая физическая подготовка предполагает их всестороннее развитие, укрепление органов и систем организма, развития физических качеств, основными средствами являются ОРУ, упражнения из других видов спорта;
2. Специально-физическая подготовка основывается на базе общей. Она предполагает развитие таких физических качеств, специфических для мини-футбола, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача СФП улучшение деятельности всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых двигательных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных технических вариантов в атаке и обороне;
3. Техническая подготовка;
4. Тактическая подготовка;
Кроме того, изучил психологические особенности личности игроков команды, разработал комплекс упражнений, направленных на формирование групповой сплоченности членов команды.
В сентябре 2017 года проведена диагностика направленности личности по методике В.Смекала и М.Кучера (Приложение 1) среди 8 членов команды.
Диагностика направленности личности членов команды показала следующие результаты:
Преобладание личностной направленности (на себя) имеют 2 человека (25%), преобладание коллективисткой направленности (на взаимодействие) – 3 человека (37,5%), преобладание деловой направленности (на задачу) – 3 человека (37,5%).
После проведенной диагностики в тренировочный процесс были включены упражнения, направленные на формирование качеств, необходимых для эффективной командной работы. В приложении даны примеры таких упражнений (Приложение 2).
Помимо использования комплекса игр и упражнений, необходимо использовать следующие методические рекомендации:
- создавать для игроков ситуации руководства и лидерства (руководить разминкой и упражнениями, действуя как тренер),
- давать игрокам возможность в тренировках и на играх принимать собственные решения о выбираемой стратегии и тактике,
- позволять игрокам принимать решения в критические, решающие моменты, когда результат затрагивает интересы тренера, каждого игрока и команды.
Для удовлетворения потребности игроков в самоуправлении тренеру необходимо:
- сделать взаимодействие игроков частью каждой тренировки,
- давать команде возможность после каждой тренировки поговорить, обсудить в неофициальной и свободной обстановке все вопросы её жизни,
- обеспечить возможность для общения после игры,
- поощрять взаимопомощь игроков, общие решения житейских проблем,
- напоминать игрокам, что каждый из них – ценный член команды.
5 раздел. Результативность практики
Критерием результативности данной практики является формирование коллективисткой направленности личности игроков команды.
При проведении итоговой диагностики направленности личности членов команды получены следующие результаты: преобладание коллективисткой направленности (на взаимодействие) – 4 человека (50%), преобладание деловой направленности (на задачу) – 4 человека (50%).
Сравнительные результаты представлены в диаграмме (Приложение3).
6 раздел. Перспективы развития практики
Для повышения эффективности работы в данном направлении предполагается продолжить применение упражнений по развитию групповой сплоченности спортивной команды мини-футбола.
Библиографический список
Грецов
А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. Учебно-методическое пособие. – СПб
.,
СПбНИИ
физической культуры, 2006.
Ильин Е.П. психология спорта. – СПБ
.:
Питер, 2008.
Коломейцев
Е. П. Взаимоотношения в спортивной команде. М., 1984.
Коломинский
, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие. – Минск, 2000.
Максимейко
И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2000.
Мини-футбол (
футзал
)
:
Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2010.
Фадина А.Г. психология общения в спорте: учебно-методическое пособие
.
–
а
страхань
: Астраханский государственный университет, издательский дом «астраханский университет», 2002.
Фопель
К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М..: Генезис, 2003.
Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/ Российский футбольный союз.- М: Советский спорт, 2011
.
Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М.:
ФиС
, 1980.
Приложение 1
Методика «Изучение направленности личности»
(В.Смекал и М.Кучер)
Назначение исследования – определение направленности человека: личной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие).
Личностная направленность (направленность на себя – НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу. Такой человек чаще бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.
Коллективистская направленность или направленность на взаимные действия (ВД), имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.
Деловая направленность (направленность на задачу – НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладение новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремиться сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Инструкция испытуемому. На каждый пункт анкеты возможна 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в листе ответов против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего отстоящий от вашей точки зрения, наименее ценный для вас или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.
Тест опросника
Больше всего удовлетворение в жизни дает:
А. Оценка работы
В. Сознание того, что работа выполнена хорошо.
С. Сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
В. Известным игроком.
С. Выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А. Имеют индивидуальный подход.
В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей, таких которые:
А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны.
В. Вызывают у всех дух соревнования.
С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, когда мои друзья:
А. Помогают другим, когда для этого предоставляется случай.
В. Всегда верны и надежны.
С. Интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех:
А. С которыми складываются взаимные отношения.
В. Которые могут больше, чем я.
С. На которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те, кто:
А. Добился жизненного успеха.
В. Может сильно любить.
С. Отличается дружелюбием и доброжелательством.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
А. Научным работником.
В. Начальником отдела.
С. Опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил:
А. Игры с друзьями.
В. Успехи в делах.
С. Когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я:
А. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.
В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
С. Когда меня критикуют.
11. Основная роль школы должна заключаться в:
А. Подготовке учеников к работе по специальности.
В. Развитие индивидуальных особенностей и самостоятельности.
С. Воспитание в учениках качеств, благодаря которым они могли бы ужиться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
А. Недемократическая система.
В. Человек теряет индивидуальность в общей массе.
С. Невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
А. Для общения с друзьями.
В. Для любимых дел и самообразования.
С. Для беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А. Работаю с симпатичными людьми.
В. У меня работа, которая меня удовлетворяет.
С. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.
15. Я люблю, когда:
А. Приятно провожу время с друзьями.
В. Другие ценят меня.
С. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
А. Отметили дело, которое я выполнил.
В. Похвалили меня за мою работу.
С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.
17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:
А. Имел ко мне индивидуальный подход.
В. Стимулировал меня на более интересный труд.
С. Вызвал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства.
В. Неуспех при выполнении важной задачи.
С. Потеря друзей.
19. Больше всего я ценю:
А. Личный успех.
В. Общую работу.
С. Практические результаты.
20. Очень мало людей:
А. Действительно радуются выполненной работе.
В. С удовольствием работают в коллективе.
С. Выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу:
А. Ссоры и споры.
В. Отметание всего нового.
С. Людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы:
А. Чтобы окружающие считали меня своим другом.
В. Помогать другим в общем деле.
С. Вызывать восхищения других.
23. Я люблю начальство, когда оно:
А. Требовательно.
В. Пользуется авторитетом.
С. Доступно.
24. На работе я хотел бы:
А. Чтобы решения принимались коллективно.
В. Самостоятельно работать над решением проблемы.
С. Чтобы начальник признал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.
В. О жизни известного человека.
С. Типа «Сделай сам».
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
А. Дирижером.
В. Солистом.
С. Композитором.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
А. Смотря детективные фильмы.
В. В развлечениях с друзьями.
С. Занимаясь своими увлечениями.
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:
А. Выдумал интересный конкурс.
В. Выиграл бы в конкурсе.
С. Организовал бы конкурс и руководил им.
29. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать.
В. Как достичь цели.
С. Как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
А. Другие были довольны им.
В. Выполнить, прежде всего, свою задачу.
С. Не нужно было укорять его за работу.
Бланк ответов к методике «Направленность личности»
Больше всего
Меньше всего
Больше всего
Меньше всего
Больше всего
Меньше всего
Больше всего
Меньше всего
1
9
16
24
2
10
17
25
3
11
18
26
4
12
19
27
5
13
20
28
6
14
21
29
7
15
22
30
8
23
Обработка результатов.
Ключ к опроснику.
Направленность на себя (НС), взаимодействие (ВД), задачу (НЗ).
1. А
2. В
3. А
4. А
5. В
6. С
7. А
8. С
9. С
10. С
11. В
12. В
13. С
14. С
15. А
16. В
17. А
18. А
19. А
20. С
21. С
22. С
23. В
24. С
25. В
26. В
27. А
28. В
29. А
30. С
1. С
2. С
3. С
4. В
5. А
6. А
7. С
8. В
9. А
10. В
11. С
12. А
13. А
14. А
15. С
16. С
17. С
18. С
19. В
20. В
21. А
22. А
23. С
24. А
25. А
26. А
27. В
28. С
29. С
30. А
1. В
2. А
3. В
4. С
5. С
6. В
7. В
8. А
9. В
10. А
11. А
12. С
13. В
14. В
15. В
16. А
17. В
18. В
19. С
20. А
21. В
22. В
23. А
24. В
25. С
26. С
27. С
28. А
29. В
30. В
Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Больше всего», то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак « - ». Затем подсчитывается количество «+» и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС, ВД, или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался. Так же подсчитывается количество «-».
Протокол обработки результатов методики «Направленность личности».
НС
ВД
НЗ
Количество «+»
Количество «-»
Сумма
+30
Количество «+» суммируется с количеством «-» (с учетом знака). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.
Приложение 2
Примеры упражнений, направленных на сплочение команды
КАРАНДАШИ
Описание упражнения
Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками
указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).
4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.
5. Присесть; встать.
В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:
- Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед — поднять руки).
- Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.
- Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.
- Выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Смысл упражнения
При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий, точное соизмерение своих движений с теми, что совершают партнеры. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.
Обсуждение
Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?
А на что ориентироваться при их выполнении?
Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
Игра «Воздушный шар»
В игре участвует вся группа.
Инструкция. Представьте себе, что вы — экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном, и до земли осталось около 500 км. Произошло непредвиденное — в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполняющий оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар возобновил падение с прежней скоростью. Весь экипаж собрался в центре, чтобы обсудить создавшееся положение. У вас есть вещи (см. список вещей).
Список вещей
№
Наименование
Количество
1
Канат
50 м
2
Аптечка с медикаментами
5 кг
3
Компас гидравлический
6 кг
4
Консервы мясные и рыбные
20 кг
5
Секстан для определения местонахождения по звездам
5 кг
6
Винтовка с оптическим прицелом
25 кг
7
Конфеты разные
20 кг
8
Спальные мешки
по одному на каждого члена экипажа
9
Ракетница с комплексом сигнальных ракет
8 кг
10
Палатка 10местная
20 кг
11
Баллон с кислородом
50 кг
12
Комплект географических карт
25 кг
13
Канистра с питьевой водой
20 л
14
Транзисторный радиоприемник
3 кг
15
Лодка резиновая надувная
25 кг
Ваша задача — решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно с правой стороны около каждого наименования поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета. При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть.
Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1) высказывать свое мнение может любой член экипажа;
2) количество высказываний одного человека не ограничивается;
3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
5) решение должно быть принято в отношении всего списка предметов или вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы найдете решение. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-нибудь предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара. Главное — остаться в живых. Если не сможете договориться — вы разобьетесь. Помните об этом! Желаю успеха!
На самостоятельную работу дается 3 минуты, 10–12 минут — на дискуссию. Ведущий не вмешивается в процесс обсуждения, следит за выполнением правил, особенно за голосованием.
Вывод: смоделированные в этой игре обстоятельства сталкивают жизненные интересы участников, а правила работы ставят перед необходимостью искать цивилизованные способы выхода из подобных критических ситуаций. Борьба за жизнь часто приводит к тому, что многие теряют контроль над собой, забывают о том, что нужно слушать и слышать друг друга. Начинают преобладать эмоции, захлестывающие разум и логику. Это выражается в разговоре на повышенных тонах, в резких выпадах против отдельных членов группы. Кто-то не выдерживает такого разговора и просто отключается от обсуждения, безразлично наблюдая за тем, что происходит.
ПОВОРОТ В ПРЫЖКАХ
Описание упражнения
Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно закрывают глаза и выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 270 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. После прыжка участники открывают глаза, смотрят друг на друга и по очередному сигналу, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача: добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.
Упражнение может использоваться как экспресс-тест на групповую сплоченность (фиксируется количество попыток, потребовавшихся для его выполнения). При выборе времени и места проведения упражнения следует учитывать, что такие прыжки производят очень сильный шум в помещении, расположенном этажом ниже.
Смысл упражнения
Задание практически невозможно успешно выполнить до тех пор, пока участники стремятся решить задачу индивидуально, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае возможно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других.
Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.
Обсуждение
Получится ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя»? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и передать им свой замысел. А как это сделать?
ДРАКОН
Описание упражнения
Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны — это «голова», а конец — «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. Двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Для игры нужно довольно много свободного пространства (для группы из 10 человек – не менее 5х5 м), вокруг не должно быть острых углов и других
предметов, способных нанести травму.
Игра повторяется 3-4 раза, при этом порядок построения участников меняется таким образом, чтобы каждый побывал в разных позициях: в начале
колонны, в середине, в хвосте.
Смысл упражнения
Физическая и эмоциональная разминка, активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.
Обсуждение
Участники обмениваются впечатлениями, возникшими по ходу игры, а также тем, кому в какой позиции было комфортнее: в начале, в середине, в хвосте колонны.
ПУТАНИЦА
Описание упражнения
Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив. После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.
Смысл упражнения
Помимо моделирования в группе проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдать распределение ролей в команде (кто выдвигал идеи, кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников, кто самоустранился от работы).
Обсуждение
Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться? Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов, удалось?
УЗЕЛОК
Описание упражнения
Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. На роль направляющих, «капитанов» команд, лучше пригласить самых активных и коммуникабельных подростков.
Каждый участник держит в руке канат (подойдет и прочная бельевая веревка), протянутый вдоль обеих колонн. Дается задание — не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем, группе подростков на это требуется 5–7 минут.
Смысл упражнения
Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создает условия для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно способствует активизации творческого мышления, поскольку способ его выполнения в инструкции не оговаривается, подростки должны найти его самостоятельно.
Обсуждение
Следует обратить внимание участников на то, что в выполнении данного упражнения удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно придумав и обсудив способ решения задачи. Возможен выход на обсуждение проблем лидерства: «Мало придумать способ завязывания узла, нужно еще, чтобы другие приняли этот способ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил. А как этого добиться?».
ЖИВОЙ КРУГ
Описание упражнения
Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы (что позволяет избежать разговоров, могущих создать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т. п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него получается какая-нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.
Смысл упражнения
Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Оно создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности (с этой целью оно может проводиться в ходе тренинга неоднократно). Фиксируется форма получившейся фигуры и время ее построения.
Обсуждение
Что дает эта игра, кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получился идеально ровный круг? А кто не виноват, кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл обсуждения не в том, чтобы действительно найти виновных, а в том, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.
«Час пик»
Это упражнение-тренинг удовлетворяет сразу несколько противоречивых потребностей: в близости и отдалении, в свободе и связанности, в соперничестве и солидарности, в правилах и импровизации. «Час пик» подходит для любых групп — больших и маленьких. Но все же чем больше участников, тем лучше. Эту игру Вы можете проводить и в помещении и на улице. Лучше всего, если имеющееся в Вашем распоряжении место ограничено (как во время «часа пик»).
Каждый участник ищет себе партнера (человека, который ему нравится, с которым он хочет познакомиться и к которому он относится с симпатией).
Каждая пара договаривается, кто из них будет начинать первым. За
дача первого — догнать своего собственного партнера. При этом никто из них не должен бегать. Быстрая ходьба, а не бег — вот основное правило.
Когда один «осалил» другого, второй должен три раза повернуться вок
руг оси, прежде чем самому начать «охоту» на своего партнера.
Ограничьте игровое пространство и напомните группе еще раз: бег запрещен, а «жертва» может встать в позу безопасности — прижать руки к груди, ладонями наружу, в этом случае ее нельзя салить. Сле
дите также за тем, чтобы этой позой не злоупотребляли. Когда Вы ска
жете «Стоп», игра должна мгновенно прекратиться. Трех минут обычно хватает на то, чтобы несколько раз «осалить» друг друга.
Футбол
Это любопытное упражнение идеально подходит для тех, кому нужны тренинги на сотрудничество и доверие. В основе упражнения лежат простые футбольные правила, только ворот здесь нет, а есть линия, исполняющая их функцию. Удар за линию означает гол. Вам понадобится не очень сильно надутый мяч. Если группа очень большая (от восемнадцати человек), Вы можете ввести в игру два или даже три мяча одновременно — это придаст игре динамичность. Чтобы различать команды, можно предложить участникам повязать на лоб красные либо синие платки. Лучше всего играть на газоне. Положите на землю параллельно две веревки около 10 м длиной, на расстоянии 20 м друг от друга. Пространство между ними будет игровой площадкой. (Если вы играете в спортивном зале, то границами поля могут служить баскетбольные линии.)
Группа делится на две равные команды.
В эту игру надо играть с зак
рытыми глазами, поэтому все оказываются в равных условия, и нали
чие или отсутствие футбольных навыков не имеет особого значения.
Каждая команда делится на пары. Один из партнеров надевает повяз
ку на глаза (синюю или красную — в зависимости от команды) — этот партнер будет играть. «Зрячий» партнер будет тренером, который направляет «слепого» голосом.
Прежде чем начнется игра, можно дать участникам возможность по
тренироваться. «Тренеры» указывают своим партнерам, где находит
ся мяч и куда его бросать.
Когда начнется игра, выстройте обе команды возле средней линии, как это делают настоящие футболисты. Вы даете сигнал к началу при по
мощи свистка и вбрасываете мяч (мячи) как можно точнее в середину поля. Игра началась.
Вот правила, которые обязательны к соблюдению (огласите их до на
чала игры):
• Только слепой игрок может касаться мяча. Тренеру разрешается давать лишь словесные указания.
Ни тренер, ни игрок не могут прикасаться друг к другу умышленно, но нечаянные прикосновения допускаются. Нельзя расталкивать ос
тальных, чтобы приблизиться к мячу.
Если мяч выбивают за пределы игровой площадки, судья (руководи
тель группы или его помощник) снова возвращает его в игру.
На поле нет ворот.
Запрещены дальние броски мяча. По мячу нельзя бить носком, мож
но только подталкивать его боковой частью ступни — это помогает обеспечить безопасность игроков. Игрок, не соблюдающий эти пра
вила, должен быть дисквалифицирован.
Игроки не должны быть обуты в тяжелую обувь, чтобы свести риск травм к минимуму.
В тех же целях игрокам рекомендуется двигаться, приняв безопас
ную позу: руки перед собой ладонями наружу.
Через пять минут игры участники меняются ролями. При этом имеет смысл выбрать себе нового партнера. Перед этим раундом снова дай
те участникам время для тренировки и привыкания друг к другу.
Игра продолжается, пока у игроков есть желание играть в нее. Следи
те за тем, чтобы мяч не
забрасывали далеко и чтобы на поле не возни
кало
толкотни.
В конце игры проведите обсуждение:
Насколько важна была победа для каждой команды?
Как я лично воспринимал происходящее? Как игру или как серьез
ное соревнование?
Была ли у моего тренера определенная стратегия?
Были ли указания твоего ведущего утомляющими и неконструктив
ными?
Как обстояло дело у обеих команд со спортивным поведением?
Каким было взаимодействие между тренером и игроком?
Как закончилась игра?
Чему научил меня этот эксперимент?
НА ЛЬДИНЕ
Описание упражнения
Участники делятся на команды по 4-5 человек (желательно, чтобы все команды были одинакового размера, и между ними равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15 — 20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по 1/4 части от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2 — 3 раза. Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»).
Победившей считается та команда, которая продержится дольше других.
Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.
Смысл упражнения
Техника способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того, она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально невозможно, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив этим под угрозу действия всей команды.
Обсуждение
Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом – своими соображениями по поводу того, что позволило победившей команде лучше справиться в такой ситуации, а что «сгубило» остальных.
После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.
Приложение 3
Сравнительные результаты диагностики
направленности личности членов команды