Развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением зрения | Рубан Ирина Владимировна. Работа №306585
Несомненно, изобразительная деятельность служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности у детей с нарушением зрения. В своей работе уделяю особое внимание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Моя творческая тема «Развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением зрения посредством применения нетрадиционных форм изобразительной деятельности». С огромным интересом я постоянно изучаю новые образовательные технологии и применяю их в практической профессиональной деятельности.
«Развитие художественно-эстетических способностей в изобразительной деятельности воспитанников со зрительной патологией»
Несомненно, изобразительная деятельность служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности у детей с нарушением зрения. В своей работе уделяю особое внимание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Моя творческая тема «Развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением зрения посредством применения нетрадиционных форм изобразительной деятельности». С огромным интересом я постоянно изучаю новые образовательные технологии и применяю их в практической профессиональной деятельности.
Теоретическую основу моего опыта составили концепции системного подхода к изучению и коррекции различных сторон влияния художественного творчества на развитие детей с нарушением зрения (А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева, Л.В.Фомичева и др.). Кроме того, многие авторы (Л.И. Плаксина, Л.И.Солнцева) говорят о необходимости вести поэтапную и систематическую работу по развитию художественных способностей, зрительного восприятия, формированию реальных представлений об окружающем с детьми, имеющими нарушения зрения.
Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности, прежде всего, с учетом возрастных потребностей, с учетом принципов мобилизации стимулирующе-компенсаторных механизмов, принципа сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы, принципа приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции.
Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует обогащению знаний и представлений у детей с нарушением зрения о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения; стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования; дает возможность экспериментировать; развивает тактильную чувствительность, цветовосприятия; способствует развитию зрительно-моторной координации;
не утомляет дошкольников, повышает работоспособность; развивает нестандартность мышления, закрепощенность, индивидуальность.
Цель работы:
Развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением зрения посредством применения нетрадиционных форм изобразительной деятельности.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушением зрения для развития воображения, творческого мышления и творческой активности и поставила перед собой следующие задачи:
познакомить детей с нарушением зрения и помочь овладеть им различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками рисования.
привлекать к работе с разнообразными материалами, учить создавать красивые и интересные работы.
прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
развивать творчество, фантазию;
воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели;
развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции;
учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Основные этапы работы:
1 этап: «Создание интереса».
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
с
юрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь
слабому
, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение и т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь
слабому
, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение и т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
2 этап: «Формирование практических навыков и умений».
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап: «Собственное творчество».
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия, и др.). Сами занятия проводятся в игровой форме. Также, для сохранения работоспособности ребенка, для удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, рефлексию, сказкотерапию.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Детей среднего дошкольного возраста мы знакомим с такими техниками: тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.
Для занятий по сюжетно-тематическому рисованию с детьми старшего дошкольного возраста, мы использовали такие техники нетрадиционного рисования: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Для успешного решения поставленных задач в группе создана комфортная обстановка, что позволяет детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы. Материалы, стимулирующие развитие детей располагаются в разных функциональных пространствах доступных детям и соответствуют возрасту детей. Материалы постоянно обновляются.
В процессе работы с дошкольниками с нарушением зрения по данной теме «Развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением зрения посредством применения нетрадиционных форм изобразительной деятельности» мною в конце каждого учебного года проводилась диагностика. С этой целью использовала адаптированную диагностическую методику Волеговой Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
Анализируя проделанную работу, направленную на развитие художественно-творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Формой подведения итогов реализации данной работы являются: участие детей, детские выставки в детском саду и за его пределами, участие детей в муниципальных конкурсах рисунков, показ открытых занятий для педагогов, создание журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Рисовать – это просто!»
Контроль эффективности проведения занятий осуществляется через следующие формы подведения итогов реализации программы:
- анализ детских работ;
- тематические выставки детских работ в ДОУ;
- индивидуальные творческие выставки работ воспитанников ДОУ;
- показ открытых занятий для педагогов и родителей;
- создание презентаций, видеофильмов о формировании у детей художественно-творческих навыков средствами нетрадиционных техник рисования;
-участие детских работ в конкурсах муниципального, регионального, федерального уровня;
-использование детских работ для оформления интерьера зала при проведении праздников, развлечений, тематических музыкальных вечеров;
- выпускв ДОУ журнала образцов нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем».
Организация работы с родителями – важная составляющая моей деятельности. Я провожу консультации, открытые занятия, мастер классы по рисованию нетрадиционными техниками. Я привлекала родителей к оснащению уголка творчества, к оформлению выставок детских работ, к участию в конкурсах и других мероприятиях. Регулярно в уголок для родителей выставляется материал с различной информацией по изодеятельности. Благодаря этому происходит комплексное воздействие на ребёнка и повышается эффективность всего воспитательно-образовательного процесса.
Вывод: использование нетрадиционных техник рисования в образовательном процессе наряду с основной коррекционной программой способствует решению как общеобразовательных, так и коррекционных задач, реализация которых стимулирует развитие у детей с нарушением зрения сенсорных способностей, чувство ритма, цвета, композиции, а также выражать в художественных образах свои творческие способности.
Вывод: Использование изобразительной деятельности как средства коррекции дошкольников со зрительной патологией даёт возможность:
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
повысить уровень развития творческих способностей детей с нарушением зрения, развитие их зрительного восприятия, ориентировки в макр
о-
и микропространстве.