Развитие информационно-коммуникативной компетенции школьников через использование технологии проблемно-диалогического обучения | Дунаева Ольга Викторовна. Работа №347079
Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, обеспечивает более прочное усвоение материала. Использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве обеспечивает развитие информационно-коммуникативной компетентности, так как дети учатся ставить и решать задачи посредством диалога.
данная
Дунаева О.В.
учитель начальных классов
МБОУСОШ №2
г.Болотное Новосибирской области
Развитие информационно-коммуникативной компетенции школьников через использование технологии проблемно-диалогического обучения.
Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, видеть перед собой проблемы и искать способы их решения. Как успешно учить всех ребят без отсева и отбора, укрепляя в каждом из них чувство собственного достоинства, веру в свои силы и радость от полученных результатов труда? Как пробудить в каждом желание самосовершенствования, самопознания, саморазвития?
Наряду с требованиями дать школьнику глубокие и прочные знания, перед современной школой стоит задача сформировать у него такие знания и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания.
Для повышения качества обученности школьников я использую элементы различных образовательных технологий, в том числе технологию проблемно-диалогического обучения, которая формирует умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей, что в итоге даёт положительные результаты обучения, а также как средство формирования УУД.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему.
Метод подводящего диалога не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомните, выполните по образцу), мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). учитываю, что все это должно опираться на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.
Метод проблемно-диалогического обучения позволяет организовать работу учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно отыскивали в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делали необходимые обобщения и выводы, сравнивали и анализировали фактический материал. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности, формируется у учащихся информационно-коммуникативная компетенция.
Богатейшие возможности для реализации данного метода предоставляют также современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Проанализировав свою деятельность, пришла к выводу: данная технология способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, обеспечивает более прочное усвоение материала. Использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве обеспечивает развитие информационно-коммуникативной компетентности, так как дети учатся ставить и решать задачи посредством диалога.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Мельникова Е.Л. Проблемно-диагностическое обучение как средство реализации ФГОС. пособие для учителя. М.2013.
2.Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. : Просвещение, 1977.
3.Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
4. Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. Учебно-методическое пособие ,Н.П.Клещеногова -Кемерово, МБОУДПО "НМЦ" 2013
5.Федеральный государственный образовательный стандарт.