Развитие информационной культуры у обучающихся через трудовое обучение | Харитонов Эдуард Анатольевич. Работа №351777
Аннотация: В статье рассматривается развитие информационной культуры у обучающихся через трудовое обучение в коррекционных школах. Особое внимание уделяется важности формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) навыков использования информационных технологий в контексте трудового обучения, что является важной составляющей современной образовательной программы. Описаны подходы и методы, которые могут быть использованы для успешной интеграции информационных технологий в учебный процесс, а также примеры адаптированных заданий и ресурсов для учащихся с различными видами ОВЗ. В статье раскрывается влияние цифровых технологий на мотивацию учеников, их активность, а также на развитие практических навыков, которые необходимы для их социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Харитонов Эдуард Анатольевич, учитель
Областное Государственное Казённое Общеобразовательное Учреждение Приволжская Коррекционная школа-интернат
Аннотация: В статье рассматривается развитие информационной культуры у обучающихся через трудовое обучение в коррекционных школах. Особое внимание уделяется важности формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) навыков использования информационных технологий в контексте трудового обучения, что является важной составляющей современной образовательной программы. Описаны подходы и методы, которые могут быть использованы для успешной интеграции информационных технологий в учебный процесс, а также примеры адаптированных заданий и ресурсов для учащихся с различными видами ОВЗ. В статье раскрывается влияние цифровых технологий на мотивацию учеников, их активность, а также на развитие практических навыков, которые необходимы для их социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Ключевые слова: информационная культура, трудовое обучение, коррекционная школа, дети с ограниченными возможностями здоровья, информационные технологии, инклюзивное образование, цифровизация, адаптация образовательных программ.
Трудовое обучение в коррекционной школе играет важную роль в процессе социализации и профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях быстрого развития цифровых технологий и роста их значения в различных сферах жизни, особенно важно уделять внимание развитию информационной культуры у детей с ОВЗ, используя для этого инструменты и методики трудового обучения. Информационная культура охватывает широкий спектр навыков, включая умение работать с информационными технологиями, анализировать и использовать данные, а также взаимодействовать с цифровыми ресурсами. Эти навыки необходимы не только для выполнения определённых задач, но и для полноценного участия в современном обществе.
Для детей с ОВЗ трудовое обучение представляет собой не только освоение практических навыков, но и шанс научиться самостоятельности, развить усидчивость и внимательность. Однако для того чтобы этот процесс был успешным и способствовал полноценному развитию личности ребёнка, необходимо интегрировать в него элементы цифровых технологий. В условиях коррекционной школы это особенно важно, поскольку дети с различными нарушениями нуждаются в индивидуальном подходе и специальных методах обучения. Внедрение информационных технологий в трудовое обучение позволяет детям не только изучать традиционные профессии и ремесла, но и осваивать новые формы труда, такие как работа с компьютерами, создание простых программ и моделей, что является важным шагом на пути их социализации и адаптации.
Интеграция информационных технологий в трудовое обучение в коррекционных школах может быть реализована через использование компьютерных программ, которые способствуют формированию не только профессиональных, но и личностных навыков. Важно, чтобы такие программы были адаптированы под потребности учащихся с разными видами ОВЗ. Например, для детей с нарушениями слуха можно использовать визуальные элементы обучения, такие как видеоролики и анимации, которые объясняют процесс выполнения той или иной работы. Для детей с нарушениями зрения могут быть использованы программы с голосовыми подсказками или устройства, обеспечивающие тактильную обратную связь. Включение таких технологий позволяет преодолеть барьеры, возникающие из-за ограниченных возможностей восприятия, и помогает ученикам освоить трудовые навыки.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата может быть полезно использование специализированных тренажеров и виртуальных лабораторий, которые позволяют освоить столярные, слесарные и другие профессии без необходимости физического выполнения всех действий. Это может быть полезно на начальном этапе обучения, когда дети только знакомятся с профессией, а также для тех, кто по состоянию здоровья не может работать с тяжёлыми инструментами. Виртуальная реальность и симуляторы помогают создать безопасную среду для детей с ОВЗ, в которой они могут тренироваться, развивая нужные навыки без угрозы травм.
Информационные технологии также играют ключевую роль в мотивации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями часто сталкиваются с трудностями в обучении, что может вызывать у них потерю интереса к учебе. Внедрение цифровых технологий делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным, что способствует улучшению мотивации. Программы, которые включают игровые элементы, дают возможность детям учиться в процессе игры, что позволяет им развивать не только практические навыки, но и логическое мышление, внимание, усидчивость.
Одним из важнейших аспектов формирования информационной культуры является умение работать с цифровыми инструментами. В трудовом обучении это проявляется через освоение базовых навыков работы с компьютером, использования специализированных программ для моделирования и проектирования, а также работы с различными цифровыми устройствами. Эти навыки необходимы не только для освоения профессий, но и для повседневной жизни, ведь информационные технологии проникают в практически все сферы деятельности. Современные профессии требуют не только умения работать с инструментами и материалами, но и способности использовать цифровые технологии для решения различных задач. Например, проектирование объектов с помощью программ для 3D-моделирования или использование виртуальных инструментов для обучения трудовому ремеслу — это навыки, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в коррекционных школах.
Применение информационных технологий в трудовом обучении также даёт возможность реализовать персонализированный подход к каждому ученику. Каждый ребёнок с ОВЗ имеет свой индивидуальный темп усвоения материала и потребности в обучении, поэтому использование цифровых ресурсов позволяет адаптировать программу под каждого учащегося. Это важно как для детей с нарушениями слуха и зрения, так и для детей с интеллектуальными нарушениями, которые могут иметь различные уровни восприятия информации. Программы, которые позволяют регулировать темп и уровень сложности заданий, помогают создать комфортную образовательную среду для всех детей, вне зависимости от их особенностей.
Одним из примеров успешного использования информационных технологий в трудовом обучении является проектирование простых изделий с помощью специализированных программ. Эти программы позволяют детям создавать модели, а затем при необходимости печатать их на 3D-принтере. Такой подход помогает не только развить практические навыки, но и обучает детей проектированию, развитию творческого мышления и логики. Использование подобных технологий в трудовом обучении дает возможность детям освоить навыки, которые в будущем будут востребованы на рынке труда, а также повысит их самооценку и уверенность в себе.
Для детей с различными нарушениями психофизического развития важно создать среду, которая будет стимулировать их активное участие в обучении. Использование информационных технологий позволяет создать такую среду, в которой дети могут развиваться в своём темпе, получать информацию в наиболее удобной для себя форме, а также взаимодействовать с окружающим миром через цифровые устройства. Например, для детей с интеллектуальными нарушениями можно разработать программы с элементами геймификации, где дети будут выполнять задания и получать обратную связь в игровой форме. Это не только сделает процесс обучения более увлекательным, но и будет способствовать развитию когнитивных и моторных навыков.
Таким образом, развитие информационной культуры у обучающихся через трудовое обучение в коррекционной школе является важным шагом на пути их социализации и подготовки к жизни в современном обществе. Информационные технологии не только способствуют освоению трудовых навыков, но и помогают развивать важнейшие умения, такие как работа с цифровыми инструментами, анализ информации, креативное мышление и решение проблем. Внедрение таких технологий в образовательный процесс требует внимательного подхода и использования адаптированных методик, которые помогут каждому ученику раскрыть свой потенциал и успешно интегрироваться в общество.
Список литературы
Матвеева Н. А., Кулиш В. В., Тумбаева Н. В. Информационная культура субъектов образовательной деятельности: проектирование социальных показателей // МНКО. 2018. №6 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-subektov-obrazovatelnoy-deyatelnosti-proektirovanie-sotsialnyh-pokazateley
Суворова В. А. Информационная культура как компонент общей культуры личности обучающегося // Инновационная наука. 2020. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-kak-komponent-obschey-kultury-lichnosti-obuchayuschegosya
Хайдарова М. Д., Юлдашев Б. Н. Информационные технологии в трудовом обучении школьников // Мировая наука. 2019. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-trudovom-obuchenii-shkolnikov