"Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста" | Медведева Софья Сергеевна. Работа №303726
В данном материале представлена информация о таких понятиях как "инициатива", "инициативность", "самостоятельность", выделяется различие между понятиями "инициативность и импульсивность". Также выделяется актуальность проблемы их развития именно в дошкольный период, кратко выявлены отдельные причины, препятствующие развитию инициативы и самостоятельности. В конце рассматриваются рекомендации по их формированию. Материал представлен в виде консультации для родителей, но может быть полезным педагогам ДОУ.
Инициатива - почин, первый шаг. Если следовать этой логике, то инициатива детей - это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, - это все «первый шаг», всё впервые. Получается, дети от природы инициативны? Но тогда почему взрослые так стремятся эту инициативу детей воспитывать, развивать?
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. В соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Дети зачастую, от родители слышат: «не трогай», «брось», «не ходи туда», «сиди тут», «помолчи». В таких условиях инициатива детей, к сожалению не развивается. Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, самой природой установленный период - это возраст от 3 до 6 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, родителям важно не запрещать этот процесс.
Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие. Самостоятельность ребенка – это самоосуществление какой-то деятельности, делание, это сам процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности.
Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. Для инициативной личности характерно: произвольность поведения, развитая эмоционально волевая сфера, инициатива в различных видах деятельности, стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, высокий уровень умственных способностей, познавательная активность.
Не путать инициативность с импульсивностью. Импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно вспыхнувшего желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.
Дошкольный возраст - очень важное время для развития инициативности. Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Именно игры - подвижные, интеллектуальные, коммуникативные - будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру - со взрослым или другими детьми.
Для развития инициативности родителям важно также поддерживать инициативу детей в трудовой деятельности. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь своим близким. Тут важно, поддержать инициативный порыв ребенка, («не бить по рукам»). И не отчитывать ребенка, когда он в чем-то ошибся (инициатива наказуема).
Инициатива детей также очень часто проявляется в общении. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты («сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом сидеть и молчать»). Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Любой творческий процесс помогает ребенку самовыражаться, инициировать творческие порывы, подхватывайте его, сочиняйте сказку, лепите, конструируйте, стройте и т.п.
Развитие самостоятельности и инициативности детей - это очень тонкий воспитательный маневр родителей. С одной стороны, необходимо всячески их поддерживать, чтобы ребенок с каждым годом мог все больше оторваться от «родительского крыла». С другой стороны, не задушить инициативу ребенка правилами и запретами, создавать гибкие границы дозволенного, расширяя их постепенно, по мере взросления детей.
Рекомендации родителям по развитию самостоятельности и нинциативности у дошкольников:
• развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте
• постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
• «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
• поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.
• проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.
• поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
• получать возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
• специально насыщать жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы;
• создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим;
• создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений
• показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.