"Развитие инициативы как целеполагания детей дошкольного возраста" | Мой кабинет. Работа №348222
В настоящее время одной из важных задач современной системы образования является создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. В Законе Российской Федерации «Об образовании» и других нормативных документах сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка» п. Пионерский
Выступление на тему
«Развитие инициативы как целеполагания у детей дошкольного возраста»
Подготовил:
воспитатель первой квалификационной категории
Гатауллина Г.З.
Пионерский 2024г
В настоящее время одной из важных задач современной системы образования является создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. В Законе Российской Федерации «Об образовании» и других нормативных документах сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. ФГОС ДО нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира.
Инициатива проявляется как внутреннее желание и способность индивида начать своё дело, умение самостоятельно принять решение при возникновении как личных, так и общественных проблем, как, безусловно, положительное качество личности. Другими словами, инициативную личность необходимо рассматривать как социально-активную, способную руководить другими людьми, быть ответственной и добиваться поставленной цели самостоятельно, и именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования этих нравственно-волевых качеств личности.
В российской педагогической энциклопедии дано такое понятие инициативы: инициатива (фр. initiative; от лат. initiare – начинать) – почин; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям
В словаре практического психолога понятие инициативы трактуется так: инициатива – проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами.
Во многих современных исследованиях (Е.В. Коротаева, Н.А. Короткова, С.Ю. Мещерякова, П.Г. Нежнова и др.) подчеркивается важность развития инициативности для дальнейшего становления личности с дошкольного детства. С.Ю. Мещерякова отмечает, что «инициативность – важнейший показатель уровня развития деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития ребенка».
С.Л. Рубинштейн характеризует инициативность, как волевое качество личности, «умение хорошо и легко браться за дело по собственным начинаниям, не дожидаясь внешнюю стимуляцию».
Александр Григорьевич Ковалев выделяет следующие признаки инициативности:
- самостоятельное решение вопросов,
- решение вопросов по собственному желанию,
- способность видеть перспективу,
- творческое воображение,
- склонность к преобразованию действительности и т.д.
Особую роль в развитии инициативности у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.
Дети старшего дошкольного возраста могут проявлять самостоятельность и упорство, инициативу в целеполагании тогда, когда их действия сопровождаются положительными эмоциями - удивлением, радостью или огорчением. У шестилетних детей основой для само регуляции становятся слова «надо», «можно», «нельзя», которые сам ребёнок произносит мысленно. В этом заключается первое самостоятельное проявление ребёнком силы воли.
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов: отсутствие какого-либо планирования (3 года); ступенчатое планирование (4-5 лет); целостное планирование (6-7 лет).
Ребенок старшего дошкольного возраста может и умеет направлять свою инициативу на то, чтобы быстрее и качественнее выполнять порученные ему или задуманные им дела. В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Все это связано с возникновением нового мотива - "сделать для других". Проявляя инициативу, ребенок меняет отношение к себе, у него складывается объективная самооценка. Как отмечает Эльконин Д.Б., инициативу и самостоятельность старшие дошкольники проявляют при оказании помощи друг другу, контроле и исправлении ошибок или недочетов в деятельности друг друга, оценке своего труда (редко хвалят себя, часто проявляют скромность).
Для развития инициативности нужно:
1. Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или те задания, где у человека есть личный интерес что-то делать.
3.Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).
4.Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
1. Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
2. Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
3. Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
4. Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
5. При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
6. Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты;
7. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
Опираясь на психологические исследования, можно составить портрет самостоятельной и инициативной личности старшего дошкольника. Для него характерно: произвольное поведение; стремление и желание участвовать в разных видах деятельности; развитая эмоционально-волевая сфера; стремления к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; познавательная активность.