Развитие интеллектуальности младших школьников через исследовательскую деятельность | Бережник Ольга Александровна. Работа №343993
В статье рассматриваются подходы к развитию интеллектуальности младших школьников с использованием исследовательской деятельности. Описаны методики, способствующие активизации познавательной активности учащихся, развитию их самостоятельности и критического мышления. Приведены примеры исследовательских проектов, которые могут быть использованы на уроках для формирования у школьников навыков исследования и самостоятельного поиска знаний.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Бережник Ольга Александровна, учитель начальных классов
МОУ "Приозёрная средняя общеобразовательная школа"
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к развитию интеллектуальности младших школьников с использованием исследовательской деятельности. Описаны методики, способствующие активизации познавательной активности учащихся, развитию их самостоятельности и критического мышления. Приведены примеры исследовательских проектов, которые могут быть использованы на уроках для формирования у школьников навыков исследования и самостоятельного поиска знаний.
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, исследовательская деятельность, младшие школьники, познавательная активность, критическое мышление, учебный проект.
Развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста является одной из ключевых задач начального образования. Именно в этот период закладываются основы мышления, познавательной активности и умения самостоятельно добывать знания. Одним из эффективных способов формирования этих качеств у младших школьников является исследовательская деятельность, которая помогает развить их интеллектуальный потенциал, учит анализировать, делать выводы и находить решения задач на основе самостоятельного поиска информации.
Исследовательская деятельность, основанная на активной познавательной деятельности учащихся, даёт детям возможность не просто запоминать информацию, а анализировать её, применять на практике и создавать что-то новое. Такой подход развивает у младших школьников любознательность, инициативность, умение формулировать вопросы и искать ответы на них.
Одним из примеров успешного применения исследовательской деятельности в начальной школе является проектное обучение. В процессе выполнения проекта дети не только получают новые знания, но и учатся работать в команде, брать на себя ответственность за выполнение определённых задач, распределять время и ресурсы. Проектная работа может касаться различных областей знаний: природоведения, математики, литературы, окружающего мира и других дисциплин.
Примером исследовательского проекта может быть исследование «Почему меняются времена года?», в рамках которого дети знакомятся с понятиями вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Школьники могут создавать свои модели Солнечной системы, делать зарисовки, наблюдать за изменениями в природе в течение года. Такой проект позволяет не только усвоить новые знания, но и развивает у детей умение наблюдать, сопоставлять факты и делать выводы на основе собственных наблюдений.
Ещё одним важным аспектом исследовательской деятельности является развитие критического мышления. В младшем школьном возрасте у детей только начинают формироваться навыки критического осмысления информации, и учитель может помочь им в этом, предлагая задания, требующие анализа и оценки различных точек зрения. Например, в рамках исследовательской работы по теме «Где лучше жить – в городе или в деревне?» дети могут изучить условия жизни в разных местах, сравнить их и сделать собственные выводы о преимуществах и недостатках городского и сельского образа жизни. Это развивает у детей способность смотреть на вопрос с разных сторон, а также учит их обоснованно выражать своё мнение.
Интеллектуальное развитие также связано с умением работать с информацией. Учитель может предложить младшим школьникам исследовательские задания, направленные на сбор и систематизацию информации из разных источников. Например, в проекте «Какие растения живут в нашем дворе?» дети могут проводить наблюдения за растениями, делать их зарисовки, фотографировать, изучать энциклопедии и интернет-ресурсы для определения названий растений. Это помогает не только развить навыки работы с информацией, но и воспитать у школьников любовь к природе, стремление к её изучению и сохранению.
Кроме того, исследовательская деятельность помогает младшим школьникам развивать креативное мышление. Исследования нередко связаны с поиском нестандартных решений задач, творческим подходом к выполнению заданий. Например, в рамках проекта по математике «Как математические формы помогают в жизни?» дети могут изучить геометрические фигуры, их применение в строительстве и архитектуре, а затем попробовать сами создать модели зданий или конструкций, используя изученные формы. Этот проект развивает у детей пространственное мышление, воображение, а также учит их видеть взаимосвязи между теоретическими знаниями и их практическим применением.
Роль учителя в организации исследовательской деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети могли бы проявить свои способности, интересы и любопытство. Учитель должен помогать детям формулировать цели и задачи исследований, находить источники информации, планировать работу и анализировать её результаты. При этом важно сохранять баланс между самостоятельностью учащихся и поддержкой со стороны педагога. Исследовательская деятельность будет успешной только в том случае, если дети будут чувствовать себя активными участниками процесса, а не пассивными исполнителями.
Таким образом, исследовательская деятельность является важным средством интеллектуального развития младших школьников. Она учит детей самостоятельно добывать знания, развивает у них критическое и творческое мышление, формирует навыки работы в команде и умение принимать решения. Применение исследовательской деятельности в начальной школе способствует тому, что дети начинают воспринимать учебный процесс не как обязательность, а как увлекательное и интересное занятие, которое помогает им развиваться и открывать для себя новый мир знаний.
Список литературы
Бегиева
Б
.
М,
Кабжихов
А
.
А
.
Средства интеллектуального развития младших школьников // Вопросы науки и образования. 2020. №25 (109).
Долян
Е.И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития // Наука и современность. 2014. №
31.
Миронова А
.
М
.
Исследовательская деятельность как способ развития интеллектуально одаренных школьников // Вестник ТГПУ. 2016. №12 (177).