Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие интеллектуальной активности детей раннего возраста. | Наумова Екатерина Александровна. Работа №353740. Номер работы: №353740

Дата публикации:
Автор:
Описание:

   Одним из ведущих средств развития интеллектуальной активности детей является игровая самостоятельная деятельность. Следует отметить , что этот вид деятельности занимает самое большое место в бюджете времени ребенка. Если малыш не участвует в различных процессах (кормлении, одевании), которые организуется взрослыми, он играет. Это его естественное состояние, средство самовыражения: ребенок воспроизводит, отображает в игре, то, чему он научился, что увидал в жизни.

 

Развитие интеллектуальной активности детей раннего возраста.

Одним из ведущих средств развития интеллектуальной активности детей является игровая самостоятельная деятельность. Следует отметить , что этот вид деятельности занимает самое большое место в бюджете времени ребенка. Если малыш не участвует в различных процессах (кормлении, одевании), которые организуется взрослыми, он играет. Это его естественное состояние, средство самовыражения: ребенок воспроизводит, отображает в игре, то, чему он научился, что увидал в жизни.

Анализируя игру в дошкольных организациях, следует отметить, что в группах раннего возраста, создана подходящая игровая среда. Однако часто деятельность детей сводиться к довольно простым действиям с дидактическими игрушками, которые приносит взрослый. Недостаточно сюжетных игр, в которых малыши могли бы проявить инициативу.

В ряде исследований отмечается, что в игре детей раннего возраста создаются особые благоприятные условия для формирования способности воспроизводить действия, проявляя интеллектуальную активность. . При этом возникает связь мышления с развитием разных сторон личности ребенка. Анализ организации игровой самостоятельной деятельности детей в возрасте от 1.5 лет до 3 лет, показал , что большая часть детей (70%) могут сами выбрать себе игрушку, т.е. проявить инициативу на начальной стадии подготовки игры. . Однако небольшая часть малышей могла создать ситуацию игры.

При правильной организации дети хорошо ориентируются в группе, знают место хранения игрушек, воспроизводят простые действия.

Однако совершенно особое место занимает проявление инициативности, познавательной активности в игре ребенка. В большей степени это зависит от умения воспитателя ставить перед детьми игровую задачу. Уровень решения этих задач зависит от реального и игрового опыта ребенка. При этом происходит преобразование игровых действий в более абстрактные – использование игрушек -заместителей,, воображаемых предметов, замена действий словами. Поэтому одним из эффективных методов руководства игрой является в ней создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка к самостоятельному решению, игровых задач. К сожалению руководя игрой детей, воспитатели редко использую эти методы. Поэтому уровень проявления интеллектуальной активности достаточно низкий.. В результате наблюдений проявлений такой активности в группе детей второго и третьего года жизни нами выявлено сведуще. Мы проводили с детьми больше наблюдений окружающей действительности. Например:

-за деятельностью шофёра;

-за поведением животных на улице;

-в присутствии детей починить игрушку, заклеить книгу;

- вместе заварить чай.

В игре с детьми воспитатель также может использовать предметы-заместители, воображаемые предметы.

При организации игры с детьми нужно предлагать не только задания, которые требуют простых действий, - положи мишку спать, а проблему «спать хочет», где ребенок должен подумать и совершить действие.

Быстрее всего дети решают проблемы, которые эмоционально насыщены: «кукла писать хочет» - «скорее» - это так называемая напряженная ситуация. Затем дети начинают решать проблемы, которые опираются на их опыт: «заболела», «горячее» , «спать хочет». ., «бензин кончился». В дальнейшем решают более сложные задачи – «не хочет» , «плачет» - в зависимости от их опыта.

В результате проделанной воспитателем работы, когда при организации игры, использовалось проблемное руководство, все показатели поведения в игре улучшались. Так умеют решать проблемы по предложению воспитателя. Так Матвею (2года 6 мес.) дали воображаемую конфету, которую он передал Ане ( 2 года 8 месяцев), но Аня ее не берет. Она еще не готова к этому.

Мила ( 1 год 11 месяцев), увидев, как воспитатель использовала предмет – заместитель – кубик – вместо мыло, нашла кубик на полу, хотела его поднять, но её опередил Матвей ( 2 года) – поднял кубик и положил на место, а Мила шла в след за ним, взяла кубик, посмотрела и сказала: «Мыло». Повертела его в руках и положила на место, но вскоре в игре взяла кубик и использовала как мыло.

Дети от «Актуальной зоны развития», принимая игровую задачу, сами начинают её решать, сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно, переходя в «ближайшую зону развития». Дети в игре – «предметы заместители», называют именем тех предметов, которые используют в игре. Катя (2г: 6 мнс) , собирая игрушки по просьбе взрослого: «Дай яблоко» - дает шарик, «Дай ножик» - шпатель и отвечает «кубики», т.е. предмет не был в ее игре.

В работе с детьми обнаружился такой факт: умение решать проблемы в игре помогает им легче адаптироваться в ДОО , так как тренируют адаптационные механизмы. В дальнейшем мы увидели, что дети умеющие решать проблемы в игре, были более инициативны в жизни ДОО, легко ориентировались в новой среде, с интересам относились к играм и занятиям. Проявление инициативности является важнейшим навыком в жизни ребенка, в его познавательной деятельности.

Источники

Овчинников Т. Н. «Личность и мышление ребенка

Печора К.Л. Развитие детей раннего возраста» 2012г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×