Развитие интеллектуальных способностей обучающихся средствами урока и внеурочной деятельности | Иванова Анжела Анатольевна. Работа №273678
Автор: Иванова Анжела Анатольевна
С моей точки зрения развитие интеллектуальных способностей учащихся в условиях гуманизации общего образования должна в большей степени быть ориентирована на учет индивидуальных особенностей каждого ученика, стимулирование творческой активности учащихся. Эта система должна обеспечить регулярную обратную связь в учебном процессе, подкреплять у учащихся ощущение собственного достоинства и уверенности в своих силах.
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся средствами урока и внеурочной деятельности
С моей точки зрения развитие интеллектуальных способностей учащихся в условиях гуманизации общего образования должна в большей степени быть ориентирована на учет индивидуальных особенностей каждого ученика, стимулирование творческой активности учащихся. Эта система должна обеспечить регулярную обратную связь в учебном процессе, подкреплять у учащихся ощущение собственного достоинства и уверенности в своих силах.
Главной целью своей работы считаю создание здорового морально-психологического климата, атмосферы уважения и доверия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно.
Современных детей называют дети индиго, которые на «ты» с компьютером, техникой, но с плохой произвольной памятью. Поэтому завладеть их вниманием с первых минут урока – уже пол дела. Каждый урок мы стараемся начать по-разному, применяя различные ассимилятивные проблемные установки: зашифрованная тема, перепутанные буквы, испорченный телефон, внимательные ушки, лишнее слово и т. д.
И вообще стараюсь сделать процесс обучения привлекательным
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
заниматься обучением
отстающих
;
объяснять более слабым учащимся непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
Факторы, побуждающие учащихся к активности.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося.
Игровой характер проведения занятий представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера.
Взять, например, уроки – игры. Они повышают эмоциональный настрой учащихся, Такие уроки ждут все ученики: и старательные и не очень, т. к. это праздник. Игры побуждают к речевой деятельности, обостряют мыслительный процесс. Они включают элементы жизненных ситуаций:
Игры – упражнения: цепочка, снежный ком, угадай-ка, хвастунишка
Ролевые игры: театр одного актера, загадки, инсценировки, лучший детектив
Фонетические и лексические игры: введение сказочных персонажей, кукольный театр, украшаем елку, залив загадок, волшебный мешочек.
И в любой ситуации во главе стоит проблема. Ребята учатся выражать свое мнение и личностное отношение.
Не секрет, что ученики все разные: одни быстро схватывают материал, другим надо больше времени. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы и не осознают, что конкретно они не понимают. В таких случаях делим класс на группы по 4-5 человек с общим заданием, где каждый отвечает за результат всей группы. При этом важна не только эффективность успехов, но и развитие учеников: взаимопомощь, умение делить радость и горечь, вместе учиться.
И тогда можно выполнить основную цель обучения: обучение языковой личности, готовой и способной к межкультурной коммуникации. Ведь иностранному языку нельзя научить; ему можно научиться. А поэтому на уроках должно быть интересно, деятельно, проблемно. Таким образом, реализуется аутолингвальная компетенция: учу сам себя.
Приемы управления познавательной деятельностью учащихся
прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
прием
семантизации
– в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
Внеклассная работа является частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует более глубокому овладению языком. Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Чтобы привлечь учащихся к творческой внеклассной деятельности, необходимо обеспечить их увлекательным материалом страноведческого, литературного, игрового характера. Так появились проекты: «Мое хобби», «Известные люди стран изучаемого языка», «Австралия: история, традиции, люди», «Праздники. Обычаи. Традиции», «Родной город», конкурс на лучшую презентацию о стране изучаемого языка» и др.