Название статьи:
Развитие интеллектуальных способностей у детей с умственной отсталостью | Лагунова Елена Валентиновна. Работа №342639
Дата публикации:
09.09.2024
Автор:
Лагунова Елена Валентиновна
Описание:
Аннотация. В статье раскрываются особенности развития интеллектуальных способностей у детей с умственной отсталостью. Описываются методы и приемы, направленные на стимулирование познавательной активности, развитие внимания, памяти, мышления и речи. Уделено внимание роли индивидуального подхода в процессе обучения и коррекционной работы с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Ключевые слова: интеллектуальные способности, умственная отсталость, дети, познавательная активность, внимание, память, мышление, индивидуальный подход.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Лагунова Елена Валентиновна, учитель начальных классов
КГОБУ "Елизовская школа-интернат для детей с ОВЗ" г. Елизово
Аннотация. В статье раскрываются особенности развития интеллектуальных способностей у детей с умственной отсталостью. Описываются методы и приемы, направленные на стимулирование познавательной активности, развитие внимания, памяти, мышления и речи. Уделено внимание роли индивидуального подхода в процессе обучения и коррекционной работы с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Ключевые слова: интеллектуальные способности, умственная отсталость, дети, познавательная активность, внимание, память, мышление, индивидуальный подход.
Развитие интеллектуальных способностей у детей с умственной отсталостью представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий применения особых педагогических методов и индивидуального подхода. Умственная отсталость характеризуется значительными нарушениями в развитии познавательной деятельности, что выражается в замедленном темпе усвоения знаний, слабом развитии памяти, внимания и мышления. В связи с этим задачи учителя начальных классов и коррекционного педагога направлены на стимулирование познавательных процессов и создание условий для постепенного интеллектуального роста таких детей.
Первостепенной задачей является развитие познавательной активности. У детей с умственной отсталостью значительно снижена способность к самостоятельному исследованию окружающей действительности, они часто испытывают трудности в понимании учебного материала и не могут эффективно применять ранее полученные знания на практике. В связи с этим педагогам важно создавать такие условия обучения, при которых дети будут мотивированы на изучение нового и получат возможность на практике применить усвоенные знания. В данном контексте большое значение имеют наглядные и игровые методы, которые помогают детям усваивать материал через непосредственный опыт, манипуляции с предметами и участие в увлекательных заданиях.
Развитие внимания и памяти у детей с умственной отсталостью требует особого внимания со стороны педагога. Эти дети часто сталкиваются с трудностями при концентрации внимания на одном задании, быстро устают и теряют интерес к выполнению задания. Для этого рекомендуется использовать кратковременные, но частые задания с элементами повторения. Мнемотехника и упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти могут помочь детям лучше запоминать учебный материал. Например, обучение с использованием картинок, символов и простых графических схем способствует тому, чтобы дети легче удерживали информацию в памяти и могли воспроизводить ее в дальнейшем.
Мышление у детей с умственной отсталостью развивается медленно и требует особых педагогических приемов. Важно учить детей анализировать, сравнивать и классифицировать предметы и явления, а также делать выводы на основе предоставленных данных. Для этого могут использоваться упражнения, направленные на развитие логического мышления, такие как игры на классификацию предметов, нахождение общих и отличительных черт между объектами. Постепенно дети учатся обобщать информацию и применять полученные знания в новых ситуациях, что является важным шагом в развитии их интеллектуальных способностей.
Особую роль в развитии интеллекта у детей с умственной отсталостью играет коррекция речи. Развитие речи тесно связано с развитием мышления, поэтому работа над обогащением словарного запаса и развитием способности строить простые и сложные предложения имеет большое значение. Коммуникативные игры, речевые упражнения и дидактические материалы с использованием картинок и символов помогают детям лучше воспринимать информацию и более точно выражать свои мысли.
Индивидуальный подход в процессе обучения детей с умственной отсталостью является основополагающим. Каждый ребенок имеет свои особенности восприятия и темп обучения, поэтому важно учитывать его индивидуальные потребности при составлении учебного плана. В процессе уроков педагог должен адаптировать учебный материал таким образом, чтобы он был доступен для понимания и усвоения каждым ребенком. Например, один ученик может нуждаться в большем количестве повторений и разъяснений, другой — в использовании наглядных материалов или практических заданий.
В заключение можно сказать, что развитие интеллектуальных способностей у детей с умственной отсталостью требует комплексного подхода, включающего стимуляцию познавательной активности, развитие внимания, памяти, мышления и речи. Индивидуализация учебного процесса, применение наглядных и игровых методов, а также постоянная коррекция обучающих программ являются ключевыми факторами, способствующими интеллектуальному развитию таких детей и их успешной адаптации в обществе.
Список литературы
Воронкова Е.В. К проблеме развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Современные научные исследования и инновации. 2021. №12
Пикина Валентина Викторовна Индивидуальные формы коррекционного обучения детей с умственной отсталостью // Интерактивная наука. 2018. №8 (30).
Мельнова, В. И. Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками / В. И. Мельнова, О. Н. Кравцова. — Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 74-76.
Скачать работу
Лагунова Елена Валентиновна, учитель начальных классов
КГОБУ "Елизовская школа-интернат для детей с ОВЗ" г. Елизово
Аннотация. В статье раскрываются особенности развития интеллектуальных способностей у детей с умственной отсталостью. Описываются методы и приемы, направленные на стимулирование познавательной активности, развитие внимания, памяти, мышления и речи. Уделено внимание роли индивидуального подхода в процессе обучения и коррекционной работы с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Ключевые слова: интеллектуальные способности, умственная отсталость, дети, познавательная активность, внимание, память, мышление, индивидуальный подход.
Развитие интеллектуальных способностей у детей с умственной отсталостью представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий применения особых педагогических методов и индивидуального подхода. Умственная отсталость характеризуется значительными нарушениями в развитии познавательной деятельности, что выражается в замедленном темпе усвоения знаний, слабом развитии памяти, внимания и мышления. В связи с этим задачи учителя начальных классов и коррекционного педагога направлены на стимулирование познавательных процессов и создание условий для постепенного интеллектуального роста таких детей.
Первостепенной задачей является развитие познавательной активности. У детей с умственной отсталостью значительно снижена способность к самостоятельному исследованию окружающей действительности, они часто испытывают трудности в понимании учебного материала и не могут эффективно применять ранее полученные знания на практике. В связи с этим педагогам важно создавать такие условия обучения, при которых дети будут мотивированы на изучение нового и получат возможность на практике применить усвоенные знания. В данном контексте большое значение имеют наглядные и игровые методы, которые помогают детям усваивать материал через непосредственный опыт, манипуляции с предметами и участие в увлекательных заданиях.
Развитие внимания и памяти у детей с умственной отсталостью требует особого внимания со стороны педагога. Эти дети часто сталкиваются с трудностями при концентрации внимания на одном задании, быстро устают и теряют интерес к выполнению задания. Для этого рекомендуется использовать кратковременные, но частые задания с элементами повторения. Мнемотехника и упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти могут помочь детям лучше запоминать учебный материал. Например, обучение с использованием картинок, символов и простых графических схем способствует тому, чтобы дети легче удерживали информацию в памяти и могли воспроизводить ее в дальнейшем.
Мышление у детей с умственной отсталостью развивается медленно и требует особых педагогических приемов. Важно учить детей анализировать, сравнивать и классифицировать предметы и явления, а также делать выводы на основе предоставленных данных. Для этого могут использоваться упражнения, направленные на развитие логического мышления, такие как игры на классификацию предметов, нахождение общих и отличительных черт между объектами. Постепенно дети учатся обобщать информацию и применять полученные знания в новых ситуациях, что является важным шагом в развитии их интеллектуальных способностей.
Особую роль в развитии интеллекта у детей с умственной отсталостью играет коррекция речи. Развитие речи тесно связано с развитием мышления, поэтому работа над обогащением словарного запаса и развитием способности строить простые и сложные предложения имеет большое значение. Коммуникативные игры, речевые упражнения и дидактические материалы с использованием картинок и символов помогают детям лучше воспринимать информацию и более точно выражать свои мысли.
Индивидуальный подход в процессе обучения детей с умственной отсталостью является основополагающим. Каждый ребенок имеет свои особенности восприятия и темп обучения, поэтому важно учитывать его индивидуальные потребности при составлении учебного плана. В процессе уроков педагог должен адаптировать учебный материал таким образом, чтобы он был доступен для понимания и усвоения каждым ребенком. Например, один ученик может нуждаться в большем количестве повторений и разъяснений, другой — в использовании наглядных материалов или практических заданий.
В заключение можно сказать, что развитие интеллектуальных способностей у детей с умственной отсталостью требует комплексного подхода, включающего стимуляцию познавательной активности, развитие внимания, памяти, мышления и речи. Индивидуализация учебного процесса, применение наглядных и игровых методов, а также постоянная коррекция обучающих программ являются ключевыми факторами, способствующими интеллектуальному развитию таких детей и их успешной адаптации в обществе.
Список литературы
Воронкова Е.В. К проблеме развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Современные научные исследования и инновации. 2021. №12
Пикина Валентина Викторовна Индивидуальные формы коррекционного обучения детей с умственной отсталостью // Интерактивная наука. 2018. №8 (30).
Мельнова, В. И. Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками / В. И. Мельнова, О. Н. Кравцова. — Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 74-76.