Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Щербакова Людмила Иннокентьевна

РАЗВИТИЕ  ИНТОНАЦИОННОЙ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кандидат
педагогических наук Юлия Николаевна Родионова говорит, что работу по развитию
выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа:
сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее
использования в собственной речи.
Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста
дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель
читает текст невыразительно, второй раз - с интонационным оформлением. Дети,
безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она
заключается в выразительности речи. Желательно объяснить дошкольникам, что
интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше
понимать чувства и отношение к нам других людей.
После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных
интонационных компонентов.

Но мы
считаем, что прежде чем преступать к работе со своим голосом надо обязательно
привести свой аппарат в готовность – то есть провести разминку.

1.      Позевать

2.      Покорчить гримасы, чем страшнее, тем
лучше. Эти упражнния помогают подготовить артикуляционный аппарат к работе.

3.      Пропеть песню «Машинкой» -
упражнение для разработки губ и настраивания речи

4.      «Американские горки» - Рычать вверх
и вниз – 8 раз

5.      «О-м-м-м» на выдохе – 8 раз, если
сделана правильно, то почесываться будут губы.

1 Мелодика –
это понижение или повышение голоса при произнесении фразы, что придает речи
различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать
монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет ее
гласные звуки, изменяя по высоте и силе.

Педагог
объясняет, что человеческий голос может изменяться - "подниматься и
спускаться с горки" (при работе со старшими дошкольниками можно ввести
термины "голос повышается", "голос понижается").
При объяснении следует использовать наглядный материал: карточки, на которых
повышение мелодики будет обозначено стрелкой, направленной косо вверх, а
понижение мелодики - стрелкой, направленной косо вниз.


Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики
"Дирижеры"
Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики),
развивать речевой слух.
Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству детей).
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением
основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют
палочкой, изображая движение мелодики вниз.

Игра
«Музыкальный диктант». В этой игре можно использовать разные попевки:

1 «Лесенка»

2 Темп –
ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом
пауз речевыми отрезками.

Педагогу
необходимо познакомить с понятиями: быстро, медленно и умеренно.

Игры для
младших групп – «Курочка и цыплята», «Карусели», «Большие и маленькие ноги»,
«Барабаншик».

Для Старших
игра «Светофор» Подобрано несколько мелодий в разном темпе, при прослушивании
дети отгадывают в каком темпе играет та или иная мелодия и поднимают соответствующие
карточки. Зеленый круг – быстро, желтый – умеренно, красный – медленно.

3 Ритм - Равномерное
чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих из качеств: долготы и
краткости, повышения и понижения голоса.)

Существуют
три вида ритма
:

1 Ямб - в
стихосложении - двухсложная стопа с ударением на втором слоге, например:
"Зима! Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь". Ямбом
написан "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. Музыкальная попевка «Андрей
воробей»

2 Хорей -
двухсложная стопа с ударением на первом слоге, например: "Буря мглою небо
кроет,/ Вихри снежные крутя" (А.С. Пушкин). Музыкальная попевка «Дождик»

3 Дактиль -
трехсложная стопа с ударением на первом слоге, например: "Тучки небесные,
вечные странники!" (М.Ю. Лермонтов). Вальсы и музыкальная попевка «Мамочка
милая».

В дальнейшем
можно переходить к отработке навыков восприятия равномерно повторяющегося
акцента и ритмических рисунков. При этом используются не только двигательные
действия, но и составление разнообразных зрительно-наглядных схем.

Сейчас мы
предлагаем поиграть в игру «Поезд» Цель: уметь двигаться в определенном темпе и
ритме, согласуясь со словами песен; звукоподражать гудкам и движениям паровоза.

Правила: На
отрывки из песен идти паровозиком держась за одежду, за пояс, за локти. Не
нарушая ритма, не размыкаясь, дружно говорить чух-чух.

4 Тембр - Звуковая
окраска , отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный», «веселый»,
«мрачный» тембр и т.п.).

Для начала
детям надо дать понятие «радостный» и «грустный» в дальнейшем обучении
прибавлять другие эмоции, для наглядности использовать фотографии или
мимические карточки.

Игры:
«Птенчики», «Музыкальное эхо» - сила голоса, «Бубенчики» - высота голоса,
«Угадай-ка» с музыкальными инструментами или на тембр голоса.

5  Фразовое и логическое ударение -  выделение паузами, повышением голоса, большей
напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или
отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания.

Любая песня
имеет свои логические ударения.

На втором
этапе методики Родионова Ю.Н. предлагает усложнять работу и уже не опираться на
наглядные пособия и конкретные попевки и мелодии, а брать отдельные слоги и
квазислова (словосочетания, лишенные смысла). Дети должны слышать мелодику,
темп, ритм, тембр и ударения на слух. При помощи этих средств выразительности в
процессе общения осуществляется уточнение мыслей, выражений,
эмоционально-волевых отношений. Мысль приобретает законченный характер,
выражается полно и закончено. Речь становится живой, эмоциональной и
насыщенной.

Пожалуйста, подождите.
x
×