Развитие исследовательских навыков у детей подготовительной группы через экспериментальную деятельность | Чаус Дарья Анатольевна. Работа №362315
Аннотация. В статье рассматривается важность развития исследовательских навыков у детей подготовительной группы через экспериментальную деятельность. Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте способствует формированию любознательности, критического мышления и умения находить причинно-следственные связи. Автор выделяет основные методы и приемы организации экспериментальной деятельности в детском саду, а также приводит примеры практических экспериментов, доступных для детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольное образование, исследовательская деятельность, эксперимент, подготовительная группа, познавательное развитие
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Чаус Дарья Анатольевна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад №31", Камчатский край г.Петропавловск-Камчатский
Аннотация. В статье рассматривается важность развития исследовательских навыков у детей подготовительной группы через экспериментальную деятельность. Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте способствует формированию любознательности, критического мышления и умения находить причинно-следственные связи. Автор выделяет основные методы и приемы организации экспериментальной деятельности в детском саду, а также приводит примеры практических экспериментов, доступных для детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольное образование, исследовательская деятельность, эксперимент, подготовительная группа, познавательное развитие
Современное дошкольное образование направлено на формирование у детей не только базовых знаний, но и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения. Одним из таких навыков является умение исследовать, анализировать и делать выводы. Развитие исследовательских способностей у дошкольников способствует не только обогащению их знаний, но и формированию интереса к познанию окружающего мира. Экспериментальная деятельность является одной из наиболее эффективных форм организации познавательной активности детей в детском саду, так как она позволяет ребенку в игровой форме самостоятельно открывать новые знания.
Роль экспериментальной деятельности в развитии исследовательских навыков
Экспериментирование в дошкольном возрасте – это процесс активного изучения окружающей среды путем наблюдения, постановки вопросов, проведения опытов и анализа их результатов. Данный вид деятельности способствует развитию у ребенка:
Любознательности и познавательного интереса – дети учатся задавать вопросы и искать на них ответы.
Критического мышления – анализируя результаты экспериментов, дети начинают понимать причинно-следственные связи.
Навыков саморегуляции и самостоятельности – малыши учатся планировать свою деятельность, прогнозировать результаты и делать выводы.
Экспериментальная деятельность также развивает сенсорные способности, мелкую моторику и коммуникативные навыки, так как эксперименты часто проводятся в группе и требуют совместного обсуждения результатов.
Методы организации экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Для эффективного развития исследовательских навыков педагог должен грамотно организовать экспериментальную деятельность. Основными методами являются:
Наблюдение – изучение объектов природы, явлений окружающего мира, сезонных изменений.
Практическое экспериментирование – постановка простых опытов с водой, воздухом, светом, магнитами и другими доступными материалами.
Игровые ситуации – включение экспериментов в сюжетно-ролевые и познавательные игры.
Проектная деятельность – выполнение коллективных исследовательских проектов на основе детских вопросов и гипотез.
Важно, чтобы педагог создавал условия для самостоятельного поиска решений детьми, поддерживал их инициативу и направлял их в процессе эксперимента.
Примеры экспериментов для подготовительной группы
1. «Что растворяется в воде?»
Цель: Познакомить детей с понятием растворимости.
Материалы: Вода, соль, сахар, мука, песок, масло.
Процесс: Дети по очереди добавляют в воду разные вещества и наблюдают, что растворяется, а что нет.
Вывод: Некоторые вещества растворяются в воде, а другие нет.
2. «Какие предметы тонут, а какие плавают?»
Цель: Изучить свойства материалов.
Материалы: Различные предметы (деревянная палочка, камень, пластмассовая игрушка, губка).
Процесс: Дети по очереди опускают предметы в воду и делают выводы, почему одни тонут, а другие остаются на поверхности.
Вывод: Тяжелые и плотные предметы тонут, а легкие и пористые плавают.
3. «Воздух вокруг нас»
Цель: Доказать, что воздух невидим, но существует.
Материалы: Пакеты, воздушные шарики, пластиковые бутылки.
Процесс: Дети наполняют шарики воздухом, сжимают пустые пластиковые бутылки, ощущая сопротивление.
Вывод: Воздух невидим, но он занимает пространство.
Развитие исследовательских навыков у детей дошкольного возраста является важным направлением современного образования. Экспериментальная деятельность помогает формировать у ребенка умение наблюдать, анализировать, делать выводы и проявлять инициативу в познании окружающего мира. Организация познавательных экспериментов в детском саду способствует не только развитию интеллектуальных способностей, но и формированию у детей уверенности в своих силах, самостоятельности и стремления к открытиям.
Включение экспериментальной деятельности в образовательный процесс подготовительной группы позволяет детям не просто усваивать информацию, а самостоятельно получать знания через опыт, что делает обучение более интересным и эффективным.
Список литературы
Балычева Екатерина Евгеньевна ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Глобус: гуманитарные науки. 2020. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-i-eksperimentirovanie-v-ekologicheskom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta-1
Бартаева Полина Петровна ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО // Глобус. 2019. №7 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-doo
Хурамшина Айгюль Зуфаровна, Чапурин Михаил Николаевич, Шугаев Артур Геннадьевич АНАЛИЗ УРОВНЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-urovney-sotsialnogo-razvitiya-obuchayuschihsya-v-protsesse-osvoeniya-issledovatelskoy-deyatelnosti