Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ | Жирных Марина Александровна. Работа №339870

Дата публикации:
Автор:
Описание:

   Аннотация: В данной статье обсуждается проблема формирования жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ. Автор статьи освещает понятие «жизненная компетенция» в разрезе ФГОС ОВЗ, а также определяет основные направления работы по формированию жизненных компетенций.  

Ключевые слова: развитие, жизненные компетенции, младшие школьники, ограниченные возможности здоровья.

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» на законодательном уровне закрепил новый этап развития образования. С 1 сентября 2016 г. введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в котором законодательно утверждается возможность выбора разных форм обучения, включая инклюзию, а в структуре содержания образования впервые четко выделяются два взаимодополняющих компонента: «академический» и «жизненной компетенции».

Отметим, что компетенции - 

 

 

 

Развитие жизненных компетенций младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

 

Жирных Марина Александровна,

воспитатель МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки

с осуществлением медицинской реабилитации

детей с нарушением опорно-двигательного

аппарата № 100».

 

Аннотация: В данной статье обсуждается проблема формирования жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ. Автор статьи освещает понятие «жизненная компетенция» в разрезе ФГОС ОВЗ, а также определяет основные направления работы по формированию жизненных компетенций.

Ключевые слова: развитие, жизненные компетенции, младшие школьники, ограниченные возможности здоровья.

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» на законодательном уровне закрепил новый этап развития образования. С 1 сентября 2016 г. введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в котором законодательно утверждается возможность выбора разных форм обучения, включая инклюзию, а в структуре содержания образования впервые четко выделяются два взаимодополняющих компонента: «академический» и «жизненной компетенции».

Отметим, что компетенции - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность  человека реализовывать на практике свои способности, умения, навыки.

Важным компонентом жизненных компетенций является опыт интеграция в целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Постановка  вопроса о формировании у школьников жизненных компетенций не случайна. Такая необходимость обусловлена тем, что дети с ОВЗ значительно затрудняются или не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.

Жизненная компетентность детей с ОВЗ включает развитие:

навыков общения в различных жизненных ситуациях,

умений и навыков практического владения выразительными движениями,

творческих способностей, активности, самостоятельности,

выработку положительных черт характера,

коррекцию нежелательных черт характера и поведения.

И. А. Зимняя подчеркивает, что компетенции имеют практическую направленность и являются сферой отношений, которые существую между знанием и действием.

В настоящее время в образовании уделяется первостепенное значение развитию компетенций школьников с ОВЗ, что обусловило внедрение компетентностного подхода, который является наиболее отвечающим потребностям современного общества. Дети с ОВЗ нуждаются в том, чтобы в образовательный процесс были включены специальные методы и формы работы, способствующие развитию компетенций.

Проблема формирования жизненных компетенция у детей с ОВЗ на сегодняшний день является предметом пристального изучения и имеет особенности в связи с разнообразной нозологией. В работе по формированию жизненных компетенций у младших школьников с ОВЗ, важным является индивидуальный подход. Изучению этого принципа уделяли внимание отечественные педагоги А. А. Бударный, В. И. Гладких, М. В. Зверева, А. А. Кирсанов, М. И. Любицына, Л. Д. Магазинник, Е. С. Рабунский, И. И. Рыданова, В. Ф. Харьковская и др. Реализация индивидуального подхода предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно- воспитательной работы, постоянное варьирование методов и организационных форм обучения с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения всестороннего, целостного как социально-типического, так и индивидуально-своеобразного развития каждого из них.

Отметим, что на усвоение жизненных компетенций младших школьников оказывают влияние особенности личности: повышенные внушаемость и пассивная подчиняемость, что говорит об одной из особенностей усвоения жизненных компетенций – усвоении негативных эталонов поведения. Нарушения в волевой сфере - астения, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, пассивная подчиняемость, внушаемость, боязнь перемен, склонность к одним и тем же стереотипам поведения, а также к легко возникающей растерянности, тревоге, неспособности принимать осознанные решения, сказывается на усвоение таких жизненных компетенций как трудности усвоения правил и норм поведения.

Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создает особенности поведения ребенка с ОВЗ, которая протекает в виде однообразно повторяющихся движений, но сопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Это является ярким примером асинхронии развития.

Таким образом, ребенок с ОВЗ, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. С трудом формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе.

Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.

Основным направлением работы является практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов: жизненная значимость и практическая необходимость.

При этом решаются следующие задачи:

дать младшим школьникам знания и представления о различных объектах окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания);

научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами;

сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.

Главным показателем работы (прогнозируемые результаты) является то, что у детей появляется:

- желание посещать школу,

- находиться в коллективе детей,

- взаимодействовать друг с другом,

- общаться с другими детьми вне класса, даже вне школы,

- посильно принимать помощь специалистов,

- принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.

Таким образом, овладевая жизненными компетенциями, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет значительно больше шансов на успешное  включение в общество, на адаптацию к интенсивно меняющимся социальным условиям, на максимальную доступную для него самореализацию.

Формирование  жизненной  компетенции у обучающихся с ОВЗ длительный процесс и успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет педагог, создана ли система работы по формированию жизненной (социальной) компетенции, сформирована ли мотивация обучения у обучающихся.

 

Список использованных источников

 

1. Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 1. C. 138–156.

2.Гаурилюс, А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы // Дефектология. 1995. №2. С. 27-31.

3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. № 5.

4.Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

5Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика [Текст] / И.Ю. Левченко. – М.: Академия, 2000. – 283 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×