Развитие жизненных компетенций у обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством формирования познавательных базовых учебных действий | Лопатникова Ольга Владимировна. Работа №268758
Автор: Лопатникова Ольга Владимировна
В статье раскрывается как с помощью познавательных базовых учебных действий развивать жизненные компетенции у обучающихся с ОВЗ
О.В. Лопатникова, учитель
ГКОУ СО «»Богдановичская школа-интернат», г. Богданович
Развитие жизненных компетенций у обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством формирования познавательных базовых учебных действий
Формирование жизненных компетенций – одна из важнейших задач при обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.
Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования БУД является условием, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. БУД способствуют не только успешному усвоению обучающимися некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.
Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта необходимо учитывать при формировании базовых учебных действий.
Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но даже и «вынуждает» ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.
Выделены шесть этапов интериоризации действия.
На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение может в последующем измениться, но роль первоначальной мотивации для усвоения очень велика.
На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, т. е. системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
На третьем этапе происходит формирование действия в материальной (материализованной) форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.
Четвертый этап — внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия — вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней речи.
На пятом этапе (действие во внешней речи «про себя») происходит дальнейшее преобразование действия — постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план.
На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственно умственного действия.
Для формирования познавательных базовых учебных действий необходимо использовать образовательные технологии:
- в основе которых – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса;
- которые содержат дифференциацию требований к предметному результату: минимальный и достаточный;
- целенаправленная организация учебной деятельности достигается на основе учебных задач и ситуаций;
- имеется «встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
В процессе формирования познавательных базовых учебных действий обучающиеся получают возможность научиться:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений
Все это помогает ребенку с умственной отсталостью включать в процесс запоминания все виды памяти, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Таким образом, формирование познавательных базовых учебных действий способствует развитию жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью.
Список использованных источников
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учител
я
[
Текст]
/ Под ред. А.Г.
Асмолова
. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
Манелис
Н.Г., Аксенова Е.И.,
Бо
горад
П.Л., Волгина Н.Н., Загу
менная О.В.,
Калабухова
А.А.,
Панцырь
С.Н.,
Феррои
Л.М. Фор
мирование жизненных компетенций
у обучающихся с расстрой
ствами аутистического спектра.
Методическое пособие / Под общ
.
р
ед. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
[Электронный ресурс]/Режим доступа: prikaz_ministerstva_obrazovanija_i_nauki_rossijjskojj_federacii_ot_19.12.2014__1599_-1.rar - Дата обращения 25.09.2017