Развитие когнитивной децентрации старших дошкольников в игровой деятельности | Емельянова Светлана Александровна. Работа №213728
Автор: Емельянова Светлана Александровна
В статье рассматривается феномен когнитивной децентрации и игровой деятельности в психолого-педагогической литературе, развитие данного феномена в условиях игровой деятельности и исследована эффективность влияния режиссерских игр на развитие данного феномена.
Емельянова С.А.
Студент психолого-педагогического направления, кафедры психологии и педагогики детства ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет Институт психологии и педагогики (г. Тюмень)
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: децентрация, когнитивная децентрация, эгоцентризм, игра, режиссерская игра.
Формирование децентрации является опорой для успешного взаимодействия с окружающим миром, с обществом в целом и с отдельными людьми, как представителями общества. Именно развитая децентрация позволяет личности понять позицию другого, увидеть ситуацию не только со своей собственной, но и с других точек зрения. Необходимой реальностью сегодня стало умение, во-первых, допустить существование иной (отличной от собственной) позиции, во-вторых, увидеть (услышать) точку зрения другого и, в-третьих, координировать свою собственную точку зрения с позицией другого человек.
В условиях современного общества родители стараются идти в ногу со временем и обеспечивают своих детей дошкольного возраста разными гаджетами: телефонами и компьютерами с доступом в сеть Интернет. Дети замыкаются на компьютерах, телефонах. Такая компьютеризация сильно влияет на общение ребенка со сверстниками, с родителями, с окружающими людьми. Не смотря на то что экспериментальных исследований в области влияния компьютерных игр на личностное и познавательное развитие дошкольников в нашей стране не проводилось, однозначного ответа о негативном или позитивном влиянии этих игр нет. Но есть наблюдения педагогов и родителей, которые указывают на то что компьютерные игры начинают вытеснять реальную игру, которая способствует развитию ребенка.
Игровая деятельность у старших дошкольников является ведущим видом деятельности, и все важные психологические преобразования у детей происходят в большей степени в этой деятельности, и в частности переход от эгоцентризма к децентрации.
В связи с этим основным направлением педагогической работы в дошкольных учреждениях является руководство игрой. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки взаимодействий с другими людьми.
Согласно ФГОС ДО ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен быть «способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других» и различать условную и реальную ситуации, но без таких умений как встать на точку зрения, позицию других, умения представить себя на месте другого человека и рассматривать ситуацию с его точки зрения, способности представить, как будет выглядеть один и тот же объект с разных точек зрения, этого сделать нельзя. Именно способность к децентрации решает данные задачи на этом этапе развития мышления дошкольников. Поэтому, очевидно, что, децентрация и способы ее развития должны стать предметом пристального внимания именно педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений.
Проблема децентрации в современной психологии рассматривается наряду с исследованием мышления дошкольников. Благодаря децентрации дети становятся способными рассуждать над мыслями и понятиями другого человека.
Данную проблему впервые озвучил Ж. Пиаже, говоря об интеллектуальном развитии ребёнка. Центральной задачей его исследований являлось изучение психологических механизмов логических операций, устанавливание постепенного возникновения целостных, стабильных, логических структур интеллекта. Для объяснения того, что дошкольники представляют, Ж. Пиаже использовал эгоцентризм как понятие, понимая данную дефиницию следующим образом: эгоцентризм – определённая позиция ребенка по отношению к окружающему миру, которая преодолевается за счет процесса социализации и которая влияет на детские логические конструкции.
Ж. Пиаже показал, что дошкольник на определённом этапе развития чаще всего смотрит на предметы так, какими их презентует непосредственное восприятие, то есть ребенок во внутренних отношениях вещи не видит. Такое явление Ж. Пиаже назвал реализмом. Этот реализм ребёнку мешает видеть вещи вне зависимости от субъекта. Мгновенное своё восприятие ребёнок считает абсолютно истинным, потому как дети не разграничивают свое «Я» и окружающий его мир, не отделяют «Я» от вещей.
Согласно Ж. Пиаже, дошкольник не может осознать, увидеть другую точку зрения, поэтому детскую речь считает эгоцентричной. Дошкольника интересует только видимость заинтересованности, хотя у него, скорее всего, присутствует ложное мнение о том, что его понимают, слышат. Ребёнок не имеет желания повлиять на слушателя.
В отечественной психологии о проблеме возникновения и развития мышления у детей актуальна концепция Л.С. Выготского, где развитие мышления презентуется от наглядно-действенного к наглядно-образному, а потом к логическому. К примеру, понятие «эгоцентрическая речь» в своей теории Л.С. Выготский дефинировал по-другому, а именно: это «речь для себя» – в ходе развития такая речь бесследно не исчезает, трансформируется в речь внутреннюю. Отметим, однако, что у Л.С. Выготского вопрос о путях и методах децентрации не рассматривался, были даны рекомендации общего направления поиска, что происходит преодоление эгоцентризма в практической деятельности ребенка.
Ж. Пиаже, вслед за Л.С. Выготским, попытался уточнить свою концепцию, утверждая, что причины противоречивых результатов состоят в том, что в понятие эгоцентризма разные исследователи иной смысл вкладывают.
Вербальный эгоцентризм служит как внешнее выражение более глубокой социальной и интеллектуальной позиции дошкольника. Ж. Пиаже назвал эту позицию эгоцентризмом, определив его как фактор познания, как определенную совокупность докритических, дообъективных позиций в познании себя самого, других людей и вещей. Эгоцентризм – это, с одной стороны, отсутствие понимания координации точек зрения и относительности познания мира, с другой стороны, является позицией неосознанного придавания качеств «Я» собственного и своей перспективы другим вещам и людям.
Проанализировав разные подходы к проблеме детского эгоцентризма, можем сделать выводы, что при определенных условиях к концу дошкольного возраста у ребенка формируются умения перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие децентрации способствует результативному взаимодействию с окружающим миром, с обществом в целом и с другими людьми, позволяет дошкольнику осознать позицию другого, увидеть ситуацию с разных точек зрения, в том числе со своей. Cформированная децентрация помогает: допустить существование отличной от собственной позиции, понять (услышать) точку зрения другого и согласовывать собственную точку зрения с позицией другого человека.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу на данную тему, можно утверждать, что децентрация функционирует на основе способности к восприятию точки зрения другого человека, способности к изменению точки зрения в результате столкновения, интеграции и сопоставления с позициями, отличными от собственной. Децентрация развивается от познавательной к социальной и требует целенаправленности действий по её формированию.
Наиболее эффективными путями развития децентрации является игровая деятельность, которая является ведущей в дошкольном возрасте. Именно такие особенности режиссерской игры как: проживание разнообразных ролей, вхождение в различные условные и реальные ситуации, помогает старшему дошкольнику эффективно развивать умения вставать на точку зрения другого человека, смотреть на ситуации «глазами» другого, способности представлять, как будет выглядеть предмет с другой, отличной от своей собственной, точки зрения.
Изучение условий развития когнитивной децентрации старших дошкольников с использованием режиссерских игр было построено на основе исследования базового уровня развития данного феномена. Для диагностики проявления когнитивной децентрации у старших дошкольников мы определили три критерия, по которым можно оценить его особенности: децентрация по отношению к объекту, децентрация по отношению к субъекту (реальному и условному) и децентрация по отношению к ситуации или событию. Для диагностики проявления когнитивной децентрации у детей старшего дошкольного возраста нами использовались следующие методики: Задача «Лев» С.Д. Забрамной; Задача «Левая–правая сторона» Ж. Пиаже; Задача о «трех братьях» А. Бине – Ж. Пиаже.
Выборка исследования включала детей старшего дошкольного возраста в количестве 52 ребенка, из них: 24 (46,2 %) девочки и 28 (53,8 %) мальчики.
Результаты данных показали, что у большей части старших дошкольников имеется способность к когнитивной децентрации (76,9 %). Однако, эгоцентризм зафиксирован при решении модифицированного теста о «трех братьях» А. Бине – Ж. Пиаже. У большинства старших дошкольников трудности связаны в решении названной задачи по отношению к условной семье т.е. с трудностями внедрения в воображаемую, условную ситуацию. Доля этих детей составила 25 % от общего числа исследуемых. По отношению к объекту эгоцентризм проявился у 23,1 % детей, т.е. способность представить, как будет выглядеть конкретный предмет с разных точек зрения, а также представлений пространства. По показателю уровня сформированности децентрации по отношению к ситуации не справились 23,1 % детей, частично справились 36,5 %, и справились полностью 40,4 %.
По результатам констатирующего эксперимента, нами была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли дошкольники, у которых не проявились компоненты когнитивной децентрации. Их количество составило двенадцать человек, это 23,1 % от общего числа исследуемых детей. На протяжении двух месяцев со старшими дошкольниками проводилась разработанная нами система режиссерских игр, которая предполагала разыгрывание разнообразных готовых сюжетов (сказки, мультфильмы), организацию режиссерской игры с большим числом персонажей.
Для развития показателя децентрации по отношению к субъекту во время режиссерских игр проводились беседы с детьми о персонажах (характер, как он выглядит, как себя ведет), которыми они играли, сопоставляли образ, который придумал ребенок (после того как услышал сказку) с образом представленными авторами мультфильмов; для развития показателя децентрации к ситуации мы совмещали несколько сказок в одну, смотрели с точки зрения разных персонажей на общую придуманную сказку, так же дети во время бесед высказывали свое отношение к ситуациям в сказке, свое отношение на поведение героев и т.д. Расстановка игрушек-заместителей, оформление игрового пространства для определенной сказки (что и где стоит по отношению к персонажу, которым играет ребенок) помогали в развитии децентрации по отношению к объекту.
На контрольном этапе эксперимента нами была зафиксирована положительная динамика: по показателю децентрации по отношению к объекту из двенадцати человек с заданием справились семь; по показателю децентрации по отношению к реальному субъекту из семи человек не справившихся с заданием на констатирующем этапе, на контрольном этапе справились шесть человек, а по отношению к условному субъекту из не справившихся девяти человек на констатирующем этапе, на контрольном этапе справились восемь человек; по показателю децентрации по отношению к ситуации (событию) с низкого уровня сформированности из двенадцати человек у пяти сформировался данный компонент на средний, у шести дошкольников на высокий уровень, и у одного ребенка данный компонент остался на низком уровне.
Развитие компонентов когнитивной децентрации приводит к тому что ребёнок начинает смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставя себя на место каждого персонажа, отходит от своей эгоцентрической позиции, изменяет точки зрения в результате сопоставления с позициями, которые отличаются от собственной.
Как показали результаты математико-статистического анализа способность вхождения в условную ситуацию у старших дошкольников развилась не достаточно. С нашей точки зрения, дошкольникам за такой короткий период времени сложно привыкнуть к тому что нужно входить в групповую условную ситуацию, соотносить свое представление об этой ситуации с представлениями других участников игры, и учитывать их видения. Из этого можно сделать предположение, что если увеличить количество занятий с применением режиссерских игр, то данный компонент когнитивной децентрации будет сформирован.
В заключение можно что в развивающей работе со старшими дошкольниками использование режиссерской игры, включающей реальные и условные сюжеты, позволяющие ребенку проживать множество разнообразных ролей, способствуют развитию умения представить себя на месте другого человека и рассматривать ситуацию с его точки зрения, а также способности представить, как будет выглядеть один и тот же объект с разных точек зрения, что в целом собой представляет когнитивную децентрацию.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка// Вопросы психологии, 2006. - № 6. – С. 29-31
Выготский Л.С. Мышление и речь. – СПб.: Питер, 2018 - 432 с.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход. – ООО «Левъ», 2017 – 390 с.
Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. – М.: Сфера, 2005. – 120 с.
Мизина Н. А. Формирование
психологических механизмов пространственной децентрации у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. Наук. - Казань, 2000. - 139 c.
Никитина И. Я. Влияние театрализованной деятельности на возникновение позиционного действия и преодоление познавательного эгоцентризма у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2006. – 147 с.
Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2003. //
https://www.twirpx.com/file/22160/
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. //
https://www.litres.ru/zhan-piazhe/rech-i-myshlenie-rebenka/?track=from_all_books_my
Погожина И.Н. Децентрация у дошкольников: эмпирический анализ феномена, или что на самом деле диагностируют методики Хьюза и Пиаже //
Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. -2011. - № 3. – С. 132-143.
Прошина А.И. Развитие децентрации как условие подготовки ребенка к школе: Выпускная квалификационная работа. – Санкт-Петербург: РГПУ имени А.И. Герцена Институт детства, кафедра дошкольной педагогики. – 2012. – 60 с.
Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. / Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2. //
http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/02/triphonova.pdf
Эльконин Д.Б.
Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.