Развитие когнитивных функций младшего возраста | Серина Екатерина Михайловна. Работа №343680. Номер работы: №343680
Если ребенок легко отвлекается, невнимателен, плохо запоминает информацию, не может сосредоточиться, плохо говорит или испытывает трудности в проявлении эмоций, то речь может идти о нарушении когнитивных функций. Что такое когнитивные функции? Как определить нарушение познавательных способностей? Как помочь ребенку развивать когнитивные процессы?
Память, внимание, понимание, мышление, восприятие, то есть все то, что выполняет у человека функцию познания называется когнитивной сферой. Когнитивная сфера помогает рационально воспринимать информацию, поступающую из окружающего мира, помогает принимать решения, действия в той мере, в какой они касаются познавательных процессов, а не чего-либо другого- влечений, развлечений.
Дошкольный возраст- это период колоссального развития чувственного опыта ребенка, бурного обогащения воображения, формирование произвольного внимания и памяти. В первой половине дошкольного детства ребенок начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления- сенсорные эталоны и наглядные модели. Восприятие- это психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира. Можно сказать, что восприятие- это свернутое мышление. О значении сенсорных эталонов в развитии восприятия говорится в работе известного психолога А.В. Запорожца. Освоение сенсорных эталонов вооружает ребенка представлениями о том, какие бывают свойства у предметов и явлений, и позволяет ориентироваться в них. Сенсорные эталоны- это выработанные человеком основные разновидности качеств и свойств предметов. Так, например, имея представление о квадрате, неизвестные ребенку трапеции, ромбы, прямоугольники может воспринимать как квадраты, особенно если их отличия от квадрата незначительны. К 6 годам ребенок умеет планомерно ощупывать предметы, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами.
В развитии внимания, воображения, памяти в дошкольном возрасте есть некое сходство. Главная общая черта этих трех психических процессов- это их непроизвольность, которая уменьшается на протяжении дошкольного возраста. Например, ребенок сидит на уроке, и ему нужно решать задачу, а не смотреть на воробьев, весело прыгающих по подоконнику. Подготовка к школе начинается с того, что детей учат быть внимательными, не отвлекаться, обращать внимание не на то, что вдруг заинтересовало, а на слова учителя и на то, что написано в учебнике. Хорошая школа учит ребенка управлять своим вниманием – спасибо ей за это! Внимание в младшем дошкольном возрасте тесно связано с интересами ребенка к деятельности: ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес, поэтому дети редко способны долго заниматься каким-то делом. К концу дошкольного возраста устойчивость внимания возрастает примерно в 2 раза. Произвольность сама по себе не формируется , она требует специального обучения со стороны взрослых. С.Л. Рубинштейн отмечал, что у ребенка после 3 лет резко повышается уровень устойчивости внимания и показывает относительно высокий уровень к 6 годам, что является одним из показателей готовности ребенка к школе