Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие коммуникативного общения детей дошкольного возраста через «язык танца» | Мой кабинет. Работа №354313

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная методическая разработка предназначена музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений. Использование педагогом разнообразных форм работы с детьми, доступных музыкальных заданий в игровой форме включает детей в межличностные отношения, развивая у них навыки гармоничного поведения, способствуя творческому самовыражению, обогащая эмоционально-волевую среду, формируют положительную самооценку, основанную на уверенности в своих силах и возможностях.

Данная методическая разработка предназначена музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений. Использование педагогом разнообразных форм работы с детьми, доступных музыкальных заданий в игровой форме включает детей в межличностные отношения, развивая у них навыки гармоничного поведения, способствуя творческому самовыражению, обогащая эмоционально-волевую среду, формируют положительную самооценку, основанную на уверенности в своих силах и возможностях.

 

Развитие коммуникативного общения детей дошкольного возраста через «язык танца».

Годованая О.Ю., музыкальный руководитель МБДОУ «Радость»,

г. Нижний Тагил Свердловская область.

 

Важным условием психологического развития человека, формирование его личности и его социализации является общение. Процесс социализации начинается у человека в детстве. Уже в дошкольный период мир ребёнка не ограничивается только семьёй. Значимые для него теперь люди - это другие дети, сверстники. Именно опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека, но и самого себя.

С древних времён и по сегодняшний день танец является неотъемлемой частью жизни общества, одной из важных форм воспитания человека, отражением духовной жизни каждого народа. Особую роль в этом играют народно – бытовые танцы, в которых через разнообразные танцевальные движения отражаются эталоны поведения в обществе, семейные отношения, трудовая деятельность. Уже с древних времён танец был не просто набором движений, а нёс в себе какой - то смысл и имел своё значение в жизни разных народов, являясь ещё одним «живым языком», благодаря которому у человека появлялась возможность выразить свои чувства, эмоции, состояние души на более высоком уровне. В двадцатом веке, на основе народно – бытовых танцев, возникли коммуникативные танцы.

Большинство современных педагогов (А. Буренина, Н. Куприна, М. Картушина, О. Бубнова, С. И Е. Железновы и др.) высказывают мысли и идеи по поводу того, что лёгкий, простой, игровой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствует развитию не только музыкально - ритмических способностей, но и коммуникативных навыков, так как им приходится общаться с партнёром или даже с группой партнёров. Таким детям, в дальнейшем, становится проще находить общий язык с ровесниками и взрослыми. Танцы влияют не только на физическое развитие ребёнка (укрепляются мышцы, улучшается координация движений, развивается пластика), но также происходит и умственное развитие: совершенствуется память, внимание, мышление, увеличивается словарный запас, развиваются творческие способности.

В педагогике вопросами, связанными с использованием элементов невербального общения в танцах, занимались такие педагоги, как Л.В. Виноградов, В.А. Жилин, В.Р. Каневский, К. Орф, Е.И. Поплянова, И.Э. Сафарова, Т.Э. Тютюнникова. Все авторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали, что в этом процессе у детей развиваются определённые коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом, взрослым и воспитателем. Наиболее подходящей для развития коммуникативных навыков в музыкально – ритмической деятельности, является методика А. Бурениной, поскольку предлагает детям несложные танцы-игры, стимулирующие выполнение музыкально - ритмических движений в процессе невербального контакта с партнёром и на основе их эмоционального подъёма. Детям нравится двигаться под ритмичную танцевальную музыку, которая их увлекает, будит фантазию, помогает следовать за развивающимся содержанием, чувствовать завершение музыкальной мысли. Разучивая коммуникативные танцы, играя в музыкальные игры, дети, тем самым, познают себя, своих сверстников и, одновременно, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. Контакт, соприкосновения, осуществляемые в танцах, ещё больше способствуют развитию добрых и доверительных отношений между детьми.

Развитие навыков общения является одной из главных задач, решаемых мною на музыкальных занятиях. В своей практике я часто наблюдаю, что некоторые дети неохотно вступают в процесс общения, испытывают трудности с выбором партнёра: они избегают смотреть друг другу в глаза или просто, не обосновывая своего решения, не хотят танцевать друг с другом, вставать в круг при исполнении музыкально – ритмических движений, игр, а также отказываются брать на себя ведущие роли или, наоборот, занимают лидерские позиции в отсутствии инициативы и творчества других детей. Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания детей дошкольного возраста и успех овладения им, напрямую зависит, как и любой вид деятельности, от желания детей этим заниматься. Поэтому, мои основные усилия в работе, направлены на устранение этих трудностей, на формирование способности детей легко вступать в контакт.

С детьми среднего возраста, для снятия психологического напряжения и тревожности, на первом этапе использовала этюды – подражания, развивающие фантазию, умение перевоплощаться в образ персонажа. Затем движения, отработанные в этюдах, использовались в коммуникативных танцах с простыми, интересными и доступными элементами: это парные танцы («Вот шагаем мы с дружком…», «Поссорились – помирились» и др.), а также сюжетные на развитие танцевального творчества («Мы на луг ходили», «Кто у нас хороший?» и др.). Чтобы активизировать робких детей, приглашала родителей: малыши чувствовали себя намного увереннее, танцуя вместе с мамами, а мамы, в свою очередь, глубже понимали важность развития социально – коммуникативных качеств своего ребёнка в музыкальной деятельности. Для развития умения передачи своих чувств, использовался метод жестового словаря – это осмысленные движения, используемые в разных музыкальных фрагментах (страх, веселье, «холодно», «вкусно» и т.д.). В результате использования этого метода, у детей происходило обогащение набора выразительности движений, развитие музыкально-слуховых представлений. Большую помощь в развитии мимики и пантомимики оказывало использование набора карточек и сюжетных картинок с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях и жизненных ситуациях («Зайчик испугался», «Весёлый клоун» и др.).

В старшей группе знакомила детей с масками – пиктограммами (эмоции и чувства). Дети перед зеркалом мимикой своего лица повторяли предложенную им пиктограмму, сопровождающуюся музыкальным сопровождением. Активно использовала танцы со сменой партнёра (следующий партнёр по кругу или выбор партнёра по своему желанию), создавая для всех равные условия общения: ребёнок визуально находит партнёра, по взгляду понимает его намерение, демонстрирует дружелюбие и входит с ним в контакт. Движения при этом простые: шаг, притоп, кружение в паре, поскоки, галоп, рукопожатие, хлопки как элемент открытости. Танцы – приветствия и танцы прощания настраивали детей на предстоящую работу, создавая необходимую психологическую обстановку в коллективе. А использование метода моделирования проблемных ситуаций обеспечивало проявление определённого поведения в коммуникативных разминках («Как рассмешить царевну Несмеяну?» или танец «Мирилочка»).

В подготовительной группе у детей уже формируется умение понимать эмоциональное состояние товарищей по внешним признакам (мимике, жестам, позе, интонациям голоса), определять причины того или иного настроения и реагировать на их эмоциональное состояние, проявляя сочувствие. В этом возрасте использую танцы на развитие взаимопонимания уже с двумя или тремя партнёрами. Ставились задачи: развитие ориентировки в пространстве (правильное расположение трёх – четырёх партнёров), умение передавать невербальное сообщение партнёру, согласованность с ним действий (синхронность выполнения). Использовались танцы – игры, в которых требовалось воспроизвести движения людей различных профессий: повара, сапожника, прачки («Стирка», «Ай-да, сапожник!», «Куклы»). Такие танцы способствовали созданию детьми собственных музыкальных образов и выражению собственного эмоционального состояния через движения. В зависимости от подготовленности, предлагалось детям сочинить свой коммуникативный танец, состоящий из движений, которые им нравятся и получаются лучше всего.

Часто добавляю при разучивании танцев - игр элементы сольного исполнения. Правда, не каждый ребёнок сможет выйти в круг и станцевать. Здесь очень важен индивидуальный подход. Так, предлагаю застеснявшемуся ребёнку различные варианты: потанцевать вместе со взрослым, с другим ребёнком; не выходя в круг или выйдя за круг, как бы «спрятавшись» от детей; исполнить аккомпанемент танца на шумовых и ударных инструментах, что вызывает у дошкольников большой интерес. Также подбираю музыку, соответствующую настроению танцевальных движений, что позволяет детям раскрыться, показать их эмоциональное состояние, настроение. В данной ситуации моя задача, как педагога, направлена на эмоциональную поддержку робких, застенчивых детей с помощью других, более уверенных в себе воспитанников. Разучивание танцев – игр не занимает много времени. Их можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: как на занятиях, праздниках и развлечениях, а также в качестве динамической паузы и на утренней гимнастике. Дети становятся более общительными, легче вступают в контакт, учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции других детей, у них повышается уверенность в себе и понижается чувство тревожности. В этом и заключается ценность и польза коммуникативных танцев – игр в развитии детей.

В своей работе при разучивании танцев учитывались:

- равные права всех участников (дети, педагоги, родители);

- отсутствие разделения на зрителей и выступающих;

- отсутствие оценки действия «со стороны», что приносит ребёнку раскрепощённость, раскованность, удовольствие;

- педагог - не единственный источник знаний (каждый является носителем своего опыта, игровых идей, что позволяет ощутить свой вклад в коллективное действо, почувствовать собственную значимость в детском коллективе);

- действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются; любые его индивидуально – творческие проявления принимаются всеми играющими, что способствует развитию позитивного самовосприятия, создавая для ребёнка ситуацию успеха;

- правило для педагога: не навязывать детям свой темп, переходя от одного этапа к другому, а дать возможность детям пребывать в стихии танцевально – игрового взаимодействия и собственной фантазии столько, сколько им понадобится.

В процессе приобщения детей к танцевальному искусству, решались следующие задачи:

Обучающие:

- обучить детей элементарным двигательным навыкам;

- научить владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и детского бального танца;

- вслушиваясь в музыку, различать средства музыкальной выразительности, согласовывая свои движения с музыкой;

- обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями.

Развивающие:

- развивать творческую активность, самостоятельность и инициативность в музыкально – ритмических движениях;

- развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и музыкальный слух, чувство ритма, образное мышление, фантазию и память;

- развивать музыкальные и физические данные детей, артистические способности и творческое отношение к занятиям;

- формировать творческую активность.

Воспитательные задачи:

- воспитывать эстетически – нравственное восприятие детей, любовь к прекрасному, трудолюбие, самостоятельность, целеустремлённость в достижении поставленной цели;

- формировать умение работать в коллективе;

- воспитывать любовь и интерес к музыке и танцам.

На первом этапе музыкально – игровая деятельность связана с задачей развития позитивного самоощущения у детей. Это обусловлено логикой возрастных особенностей дошкольника (обучение ребёнка чему-либо должно происходить в ситуации эмоциональной комфортности). Итогом первого этапа является участие детей в музыкальном празднике, сценарий которого составлен из элементов, уже освоенных детьми на занятиях, но подчинённых развитию новой сюжетной линии. Это даёт детям возможность с уверенностью продемонстрировать приобретённые умения.

На втором этапе акцент сделан на формирование волевых качеств, ведь сформированные произвольные процессы – необходимый фундамент полноценного развития ребёнка, основа его готовности к школе. Оказавшись в центре внимания, ребёнок учится преодолевать смущение, контролировать свои эмоции, вырабатывает навыки волевых действий. Второй этап завершается праздничным концертом с поочерёдным солированием детей.

На третьем этапе в работе с детьми преобладают задания, в которых необходимо найти оригинальное и индивидуальное творческое решение. Эта задача может быть осуществлена только тогда, когда у ребёнка уже имеется опыт музыкально – игровой деятельности. Итог третьего этапа - это музыкальный праздник, в сценарий которого включены фрагменты музыкально - игровых импровизаций детей.

На четвёртом этапе с помощью музыкально - игровой деятельности реализуется задача формирования основ нравственного поведения: развития эмпатии, сочувствия и уважение к другому человеку, чувства справедливости, ответственности за свои действия в отношении к окружающим, готовности к сотрудничеству. Итогом этого этапа является выступление детей на празднике, сценарий которого включает игровые проблемные ситуации, которые детям необходимо творчески разрешить, проявив при этом усвоенные модели позитивного и ответственного поведения.

Таким образом, доступные музыкальные задания в танцевально - игровой форме включают детей в межличностные отношения, развивая навыки гармоничного поведения, способствуя творческому самовыражению, обогащая эмоционально - волевую сферу, формируют положительную самооценку, основанную на уверенности в своих силах и возможностях.

Литература:

Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для

детей.-

СПб: Музыкальная палитра,2004.

Бубнова

О.Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально-ритмической деятельности младших школьников. / Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал.

М.

:,

2009-№ 11.

Куприна Н.Г. Музыка в личностном развитии ребёнка// Педагогика искусства. Сетевой электронный научный

журнал.№

4, 2014.

Тютюнникова

Т.Э. Уроки музыки. Система о

бучения К.

Орфа

. - М.: АСТ, 2000г.-94с.

Тарасенко Т.В., Назарова Г.Ж. Использование в ритмике коммуникативных игр-танцев // Молодой ученый. -

2017.-

№22.-С.192-195.

Программа «Ладушки» И.М.

Каплунова

, И.А.

Новоскольцева

, - Санкт – Петербург: ООО «Невская нота», 2010. – 64с.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×