Развитие коммуникативной компетенции младших школьников | Стрижакова Марина Геннадьевна. Работа №287846
Автор: Стрижакова Марина Геннадьевна
Сегодня Российское обучение продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Этого можно достигнуть с помощью различных педагогических методов, в первую очередь, с помощью метода игр. На федеральном уровне игра рассматривается как интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Коллектив играющих детей выступает по отношению к каждому участнику как организующее начало, игра – «особая форма удовлетворения потребности ребѐнка
Социальный педагог МОУ Уразовская СОШ №1 Стрижакова М.Г.
Сегодня Российское обучение продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Этого можно достигнуть с помощью различных педагогических методов, в первую очередь, с помощью метода игр. На федеральном уровне игра рассматривается как интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Коллектив играющих детей выступает по отношению к каждому участнику как организующее начало, игра – особая форма удовлетворения потребности ребѐнка занять определѐнное место в окружающем мире (Выготский 1996, 48). В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности (Цит. по: Подымов 1998, 27). Правильно построенная игра обогащает процесс мышления чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка, ведет к самостоятельным открытиям и решению проблемы. ЦЕЛЬ данных занятий – освоение новых знаний и способов действий с помощью игр. Задачи: 1.направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы; 2.организовать самостоятельную деятельность детей; 3. правильно определить цель игры для школьников. Метод дидактической игры: игровая ситуация. Цикл сюжетно-ролевых игр Что я люблю делать включает упражнения игры: 1. Школа (Объекты: учитель, ученик, родитель. Цель: показать значимость обучения, дисциплины и коллектива); 2. Поликлиника (Объекты: врач, больной. Цель: формирование навыков здорового образа жизни); 3. Дорога (Объекты: пешеход, водитель, полицейский. Цель: актуализация правил дорожного движения); 4. Прогулка в лесу (Объекты: исследователь, лес. Цель: обучение ориентированию и безопасности в лесной зоне; обучение правилам безопасности при пожаре); 5. Бассейн (Объекты: тренер, пловец. Цель: обучение правилам поведения на водоемах); 6. Зимняя рыбалка (Объекты: рыбак, житель деревни, путешественник. Цель: актуализация понятия первой помощи при отморожении, при гололеде); 7. Галерея (Объекты: художник, исследователь живописи, посетитель галереи. Цель: самоанализ психологического состояния); 8. Библиотека (Объекты: библиотекарь, читатель, писатель, журналист. Цель: приобщение к классике русской детской литературы). С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки, просмотра изображений и других предметов игры. С целью развития артикуляционного аппарата школьников используются звукоподражательные слова, голоса животных, звуки деревни, города, моря, леса и т.д. Также можно широко применять игры, в которых ребята продолжают высказывания взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова. В результате игр приводится в равновесие эмоциональное поведение школьников (с помощью совместной словесной импровизации, фантазирования по музыке, словесного рисования). Ожидаемые результаты: 1. развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; 2.создание благоприятной атмосферы на занятиях; 3. установление эмоциональных контактов между взрослыми и детьми, формирования навыков общения; 4. снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему школьника при интенсивном умственном труде; 5. формирование навыков перестройки психики для интенсивного усвоения; 6.реализация ребенка в игре, раскрытие его потенциала; 7. создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни. Развитие самостоятельной деятельности школьников зависит от общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме доброжелательного сотрудничества. Учитель должен направлять детей на самостоятельное воспроизведение конструктивного поведения и на осознание социальной значимости обучения в школе.
Список литературы
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. – М.: Наука, 1996. – 251 с.
7. Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. – М.: Высшее образование, 1998. – 312 с.