Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы в работе с одаренными детьми | Мой кабинет. Работа №351937
В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными и талантливыми детьми. На сегодняшний день одной из главных функций у учителя становится выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта обучающихся, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям.
Особую важность приобретает формирование на уроках русского языка и литературы коммуникативной компетенции.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на содержание учебного материала как на источник для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.
Выступление на ШМО
«Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы в работе с одаренными детьми».
Коцубинская Н.А.
Учитель русского языка и литературы
В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными и талантливыми детьми. На сегодняшний день одной из главных функций у учителя становится выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта обучающихся, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям.
Особую важность приобретает формирование на уроках русского языка и литературы коммуникативной компетенции.
Что же такое коммуникативная компетенция и в каких умениях она проявляется?
Коммуникативная компетенция - это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения, которая выражается в умении
самостоятельно вступать в контакт с любым с любым типом собеседника (по возрасту, статусу и т.д.), учитывая его особенности;
поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
стимулировать собеседника к продолжению общения;
грамотно разрешать конфликты в общении;
оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на содержание учебного материала как на источник для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.
Современные образовательные технологии
1. Исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность - одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:
во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося).
во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения.
в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося.
в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, слет, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет к 11 кл. наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению в вузе.
Главная цель - образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию. Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.
Технология решения изобретательских задач
«Удивляет!»
Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты биографии писателя, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.
«Лови ошибку!»
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема - добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.
Тема урока: «С.Есенин. Обзор жизни и творчества».
На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о С.Есенине с фактическими ошибками.
Задание: Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме. Часть биографии С. Есенина с фактическими ошибками: Сергей Алексеевич Есенин родился в 1896 году 5 октября (по старому стилю) в селе Николаево Саратовской губернии. Замена: Александрович, 1895, 3, новому, Константиново, Рязанской.
Коммуникативно-ориентированные задания
1. Выделение главных мыслей текста.
Выделить главную мысль - это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах - драгоценном культурном фонде каждого народа.
Задание:
1.Найти к каждой пословице предложения, выражающие ее мысль.
Пословицы.
У короткого ума длинный язык.
Глаза - зеркало души.
В своем болоте и лягушка поет.
2.Вырази содержание текста 1-2 предложениями.
Предложения.
По выражению глаз можно узнать о характере человека.
Дома, как на родине, живется легче, веселее, чем в чужом краю.
Болтливый человек не бывает умным.
3.Придумай для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу.
4.Прочитай басню, какая народная мудрость спряталась в басне?
5.Закончи мысль, которая заключена в тексте:
2. Прогнозирование.
Задания.
1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:
Я люблю весну с ручьями,
… (лето) с яркими цветами,
… (осень) с ласковым дождем,
… (зиму) с горкой и катком.
2. Напишите слова, где спрятались числа.
Например: Родина, сорока …
3. В каких словах живет - рак?
… рак; рак …
4.В каких словах спрятались ноты?
…ми…; ре…; до…
В каких словах растет ель?
Например: картофель, учитель, понедельник.
6. Собери рассыпанные части предложений:
Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.
Первый шаг к усвоению идеи автора - мысленная обработка заголовка. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте.
Учитель задает вопрос:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь, судя по названию текста?
Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.
8.Определите, о какой книге пойдет речь:
- история о том, как хозяин собаки по приказу барыни утопил ее;
- сказочная история о девочке из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье.
3.Диалог с текстом.
1. Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.
2. Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название. С кем из героев ты согласен или у тебя есть свое мнение.
3. Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?
4. В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.
4.Включение воображения.
1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.
Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?
2. Постарайся увидеть картину, описанную в тексте.
Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину (тексты о природе)
3. Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее. Придумай свою историю на эту тему.
5. Преврати одно предложение в целый рассказ.
6. Закончи рассказ, сказку.
5.Работа над сочинением.
1. Творческое сочинение по картинке.
Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.
2. Свободное сочинение.
Заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.
3. Сочинения на темы художественных произведений
Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения.
Методика обучения сочинению - такому сочинению предельно проста: ребенку предлагается пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним.
6.Драматизация и словесное рисование.
Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно. Увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
Чтение по ролям предваряет по степени сложности драматизацию, оно возможно в работе над любым произведением, в котором есть диалоги.
Работу по драматизации можно провести так: разбить класс на группы и поставить перед каждой группой задачи: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц и т.д.
Словесное рисование, создание слайдов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.
Уроки русского языка и литературы - благодатная почва для формирования у учащихся коммуникативной компетенции. С этой целью на своих уроках использую разнообразные методы, направленные на развитие коммуникативной компетенции, устной и письменной. Остановлюсь на некоторых из них.
1.Диалог «ученик - ученик»
Учащиеся получают следующие задания:
расскажите товарищу материал заданного на дом параграфа;
выполните указанное упражнение, предварительно обсудив варианты его выполнения;
разбейте текст ново
го
параграфа на две логические мысли, распределите их между собой, прочитайте внимательно свою часть, постарайтесь доходчиво изложить материал товарищу (при необходимости обратитесь к учителю или к кому-то из одноклассников);
обсудите с товарищем прочитанную книгу, докажите, что ее стоит прочитать всем (определитесь, кто будет выступать);
получив задание, определите, какой из предложенных словарей вам необходим для его выполнения, возьмите нужный словарь, выполните задание
2. Доклады и сообщения
Тщательно готовимся с учащимися к выступлению, определяя ее структуру: вступление, основную часть, заключение. Обращаем внимание на задачи каждой части, ее объем от общего объема выступления. После выступления проводим анализ речевого поведения выступающего (слово предоставляем и выступающему, и слушателям):
1)Достигнута ли цель выступления?
2)Удалось ли вызвать интерес у слушателей, найти контакт с ними?
3)Правильно ли было построено сообщение?
4)Какие недостатки в подготовке к докладу или сообщению проявились во время выступления?
5)Удалось ли сделать свою речь естественной, непринужденной?
Представленные выше
методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции
способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций
.