Развитие коммуникативных навыков через дискуссии и дебаты на уроках литературы | Быкова Елена Владиславовна. Работа №338529. Номер работы: №338529
Аннотация. Статья рассматривает важность развития коммуникативных навыков у учащихся в современном обществе и предлагает использование дискуссий и дебатов на уроках литературы как эффективный метод их формирования.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, дискуссии, дебаты, литература, аргументация, критическое мышление.
В современном обществе коммуникативные навыки играют ключевую роль в успешной адаптации и развитии личности. Они помогают учащимся эффективно выражать свои мысли, убеждения, аргументировать свою позицию и находить общий язык с окружающими. Одним из эффективных способов развития коммуникативных навыков является использование дискуссий и дебатов на уроках литературы.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ДИСКУССИИ И ДЕБАТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Быкова Елена Владиславовна, учитель русского языка и литературы
МОУ гимназия № 16 «Интерес», г.о. Люберцы
Аннотация. Статья рассматривает важность развития коммуникативных навыков у учащихся в современном обществе и предлагает использование дискуссий и дебатов на уроках литературы как эффективный метод их формирования.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, дискуссии, дебаты, литература, аргументация, критическое мышление.
В современном обществе коммуникативные навыки играют ключевую роль в успешной адаптации и развитии личности. Они помогают учащимся эффективно выражать свои мысли, убеждения, аргументировать свою позицию и находить общий язык с окружающими. Одним из эффективных способов развития коммуникативных навыков является использование дискуссий и дебатов на уроках литературы.
Дискуссии и дебаты на уроках литературы помогают ученикам выражать свои мысли и точки зрения, а также аргументировать их. Они учат детей слушать и понимать точки зрения других людей, а не только свои. В процессе обсуждения литературных произведений, ученики могут выяснить различные интерпретации и понимание текста, что способствует развитию критического мышления и аналитических способностей.
Дискуссии и дебаты на уроках литературы также помогают ученикам усвоить навыки аргументации и убедительного выступления. Участие в дискуссиях и дебатах требует учения структурировать свои аргументы, представлять их логически и убедительно. Эти навыки позволят ученикам успешно выступать в любой сфере жизни - в учебе, работе и общении с другими людьми.
Особое значение развития коммуникативных навыков через дискуссии и дебаты на уроках литературы имеет для формирования гражданского сознания. Умение общаться эффективно и выражать свои мысли и мнения является неотъемлемой частью активного гражданского участия. Литература, рассматривая различные социальные и моральные вопросы, помогает ученикам осознать свою роль в обществе и развить навыки конструктивного диалога.
Для достижения максимального эффекта необходимо использовать различные стратегии проведения дискуссий и дебатов, которые могут включать в себя следующие подходы.
1. Формирование ясной структуры. Перед началом дискуссии или дебатов необходимо определить ясную структуру мероприятия, включая определение темы, четкие правила поведения и роли участников. Это поможет обеспечить организованность и целенаправленность обсуждения.
2. Разделение на группы. Разделение учащихся на группы для проведения дебатов способствует развитию коллективного мышления и умению аргументировать свою позицию. При этом важно обеспечить баланс между сторонами и убедиться, что каждый ученик имеет возможность высказать свое мнение.
3. Использование свободной дискуссии. Для развития коммуникативных навыков полезно проводить дискуссии, в которых ученики могут высказывать свои мысли свободно, обмениваться аргументами и обсуждать темы литературных произведений. Важно содействовать умению слушать и аргументировано выражать свое мнение.
4. Постановка активных вопросов. Задавание стимулирующих вопросов помогает активизировать обсуждение и развивает умение анализировать литературные произведения. Учитель может использовать вопросы для направления обсуждения в нужное русло и стимулирования участия каждого ученика.
Эти стратегии могут способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся через дискуссии и дебаты на уроках литературы, обогащая их образовательный опыт и способствуя развитию критического мышления.
Применение дискуссий и дебатов на уроках литературы приводит к ряду положительных результатов.
Во-первых, учащиеся улучшают свои навыки коммуникации, так как им приходится аргументировать свои точки зрения и уметь выслушивать мнение других. Это развивает способность к убеждению и поиск компромиссов, что является важным навыком для общения в жизни.
Во-вторых, использование дискуссий и дебатов на уроках литературы способствует более глубокому пониманию прочитанных произведений. Учащиеся вынуждены анализировать текст, искать аргументы для своей точки зрения, а также при этом обратить внимание на мнение других участников обсуждения. Это способствует формированию критического мышления и развитию аналитических способностей. Также важно отметить, что использование дискуссий и дебатов на уроках литературы может способствовать развитию у учащихся навыков публичных выступлений. Участие в обсуждениях и дебатах помогает преодолевать барьеры в выступлениях перед аудиторией, улучшает умение формулировать свою мысль и выражать ее эффективно. Это важный аспект развития социально-коммуникативных навыков, который имеет значение не только на уроке литературы, но и в реальной жизни.
При этом перспективы применения дискуссий и дебатов на уроках литературы также остаются весьма перспективными. В современном образовании важно развивать учащихся как личности, которые умеют аргументировать свои мысли, слушать других и достигать консенсуса при решении проблем. Дискуссии и дебаты способствуют формированию критического мышления и умению анализировать информацию, что является незаменимым навыком в условиях информационной перегрузки.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков через дискуссии и дебаты на уроках литературы не только приносит результаты в образовании, но и имеет важное значение для будущего успешного взаимодействия учеников в обществе.
Список литературы
1. Буренкова Н.В. Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках русского языка / Н.В. Буренкова // Начальная школа плюс До и После. –2013. -No 3. –С. 33-35.
2. Корепанова О.В. Работа в группах как фактор эффективного обучения/ О.В. Корепанова // Начальная школа плюс До и После. –2011. –No1. –С. 57–61.
3. Обвинцев, Г. Е. Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников / Г. Е. Обвинцев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 170-172.