Развитие коммуникативных навыков через дискуссии и дебаты на уроках литературы | Уландаева Ольга Балдановна. Работа №352510. Номер работы: №352510
Аннотация. Статья рассматривает активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе как важный инструмент повышения эффективности учебного процесса. Активное обучение способствует развитию познавательной активности учащихся, улучшению качества усвоения материала и формированию навыков самостоятельной работы. В статье рассматриваются различные методы, такие как проектная деятельность, ролевые игры, дебаты, использование критического мышления и интерактивных технологий, а также их влияние на мотивацию и вовлечённость учеников. Также даются рекомендации по применению активных методов на уроках русского языка и литературы для развития творческих и аналитических способностей школьников.
Ключевые слова: активные приёмы, русский язык, литература, проектная деятельность, ролевые игры, критическое мышление, интерактивные технологии, мотивация, вовлечённость.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ДИСКУССИИ И ДЕБАТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Уландаева Ольга Балдановна, учитель русского языка и литературы
МБОУ "Максимихинская начальная общеобразовательная школа" Республика Бурятия
Аннотация. Статья рассматривает активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе как важный инструмент повышения эффективности учебного процесса. Активное обучение способствует развитию познавательной активности учащихся, улучшению качества усвоения материала и формированию навыков самостоятельной работы. В статье рассматриваются различные методы, такие как проектная деятельность, ролевые игры, дебаты, использование критического мышления и интерактивных технологий, а также их влияние на мотивацию и вовлечённость учеников. Также даются рекомендации по применению активных методов на уроках русского языка и литературы для развития творческих и аналитических способностей школьников.
Ключевые слова: активные приёмы, русский язык, литература, проектная деятельность, ролевые игры, критическое мышление, интерактивные технологии, мотивация, вовлечённость.
Современная система образования стремится к улучшению качества обучения, акцентируя внимание на активном вовлечении учащихся в учебный процесс. В контексте преподавания русского языка и литературы, где важно развивать не только знание теоретического материала, но и способности к аналитическому мышлению, креативности и самостоятельной работе, активные методы обучения становятся необходимыми. Эти подходы помогают ученикам осознать значимость изучаемых предметов, повысить мотивацию, а также научиться применять полученные знания на практике.
Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы включают такие формы работы, которые способствуют активному взаимодействию учащихся с материалом и между собой. Это могут быть проектные работы, ролевые игры, дискуссии, использование мультимедийных средств и многих других. Применение таких методов на уроках позволяет углубить знания, развить речь и коммуникативные навыки, а также сформировать творческое и критическое восприятие литературных произведений. В статье рассматриваются наиболее эффективные активные приёмы обучения и их использование в школьном процессе.
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных способов активного вовлечения учащихся в процесс обучения. Проекты, как правило, объединяют различные виды деятельности: исследовательскую, творческую, практическую. Важно, что проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что способствует развитию у школьников навыков коллективной работы, умения распределять обязанности, договариваться и находить оптимальные решения.
Примеры проектной деятельности на уроках русского языка и литературы включают:
Литературные альбомы. Ученики могут составить альбом, посвящённый произведению, писателю или литературному течению, в котором будут использовать не только текстовые, но и графические и мультимедийные материалы. Такой проект помогает углубленно изучить произведение, а также развить творческий подход и умение представить информацию.
Создание литературных портретов авторов. В процессе работы над проектом ученики могут исследовать биографию и творчество писателя, проанализировать его произведения и создать презентацию о нём, включив различные аспекты его жизни и творчества.
Проектная деятельность не только способствует углублённому изучению материала, но и развивает у учащихся самостоятельность, навыки поиска информации, критическое мышление и способность работать в группе.
Ролевые игры и драматизация активно используются на уроках литературы, позволяя учащимся не просто анализировать текст, но и пережить его на эмоциональном уровне. Роль "вживления" в персонажей, воспроизведения сцен из произведений способствует не только лучшему пониманию мотивов героев, но и развитию выразительности речи, актёрских навыков, эмпатии.
Примеры использования ролевых игр и драматизации:
Реконструкция сцен из произведений. Учащиеся могут выбрать ключевые моменты из произведений и воссоздать их, представляя себя на месте персонажей. Это помогает глубже понять внутренний мир героев и мотивы их поступков.
Литературные дебаты. Например, можно организовать дискуссию, где одна группа учеников будет защищать точку зрения одного из персонажей произведения, а другая — противоположную. Это не только развивает навыки аргументации, но и помогает глубже понять конфликты произведений.
Ролевые игры способствуют не только лучшему восприятию литературных текстов, но и развивают социальные навыки, умение работать в команде и принимать различные роли.
Метод критического мышления становится важной частью уроков литературы и русского языка, поскольку помогает учащимся научиться не просто воспринимать информацию, но и осмысливать её, оценивать, выдвигать аргументы и строить собственные выводы. Этот метод включает в себя использование различных стратегий, таких как анализ текста, дискуссии, выявление проблемных вопросов и выработка решений.
На уроках литературы критическое мышление можно развивать с помощью:
Анализа произведений. Ученикам можно предложить определить, какие социальные или моральные проблемы ставит автор, как они отображаются в произведении, и какие философские вопросы поднимаются в тексте.
Обсуждения моральных дилемм. Например, при изучении классических произведений (например, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) учащимся можно задать вопросы типа: «Как бы вы поступили в аналогичной ситуации?» Это поможет ученикам не только анализировать моральный выбор персонажа, но и развить способность к
саморефлексии
.
Метод критического мышления развивает у учеников аналитические способности и помогает формировать умение оценивать различные точки зрения, а также углубляет их понимание текста и проблематики произведений.
В последние годы активно развиваются интерактивные технологии, которые можно эффективно интегрировать в процесс преподавания русского языка и литературы. Использование мультимедийных презентаций, интерактивных досок, образовательных платформ и мобильных приложений позволяет разнообразить уроки и повысить интерес учеников.
Примером использования технологий могут быть:
Мультимедийные презентации. С помощью программ, таких как
PowerPoint
или
Prezi
, можно создавать презентации по литературным произведениям, которые будут включать текстовые, аудио и визуальные элементы, что помогает более эффективно воспринимать информацию.
Образовательные платформы. Платформы, такие как
Quizlet
или
Kahoot
!,
могут использоваться для проведения викторин и тестов по произведениям, что не только активизирует учащихся, но и позволяет быстро оценить уровень усвоения материала.
Интерактивные технологии делают уроки более увлекательными и способствуют более эффективному усвоению знаний.
В заключение можно отметить, что активные методы обучения на уроках русского языка и литературы являются неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Они помогают учащимся развивать критическое мышление, творческие способности, навыки работы в группе, а также углубляют понимание изучаемого материала. Проектная деятельность, ролевые игры, использование критического мышления и интерактивных технологий способствуют повышению мотивации учащихся и улучшению качества учебного процесса. Применение этих методов на уроках способствует созданию более живой и продуктивной образовательной среды, где каждый ученик имеет возможность проявить себя и глубже осмыслить изучаемые темы.
Список литературы
Алексеева
М.
П.
Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент.
— 20
1
9.
— №
3.
2.
Бычкова
Е.
Ю.
Телекоммуникационные проекты как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент.
— 20
1
9.
— №
4.
3. Буренкова Н.В. Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках русского языка / Н.В. Буренкова. –2023. -No 3. –С. 33-35.