Развитие коммуникативных навыков и способностей у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру | Мой кабинет. Работа №347076
Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности? Это:
- желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу»);
- умение организовать общение («Я умею»), которое включает в себя умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации, эмоционально сопереживать;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
Развитие коммуникативных навыков и способностей у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности? Это:
- желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу»);
- умение организовать общение («Я умею»), которое включает в себя умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации, эмоционально сопереживать;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
Общение - это взаимодействие моделей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предполагает активное участие в педагогическом процессе родителей. Родительско-детские отношения являются своеобразными, индивидуальными и эмоционально окрашенными отношениями и являются условным фундаментом для развития всех других видов отношений ребёнка в последующей взрослой жизни. Практика показала, что чем больше родители познают ребёнка, организуют дома его занятия, труд и главное - игры, тем спокойнее атмосфера в семье. Дети должны сами уметь играть, но научить их этому должны родители, а тем более важно, продолжая весь дошкольный период жизни ребёнка, проводить совместные игры. Во время игры родители могут научить малыша смотреть на себя глазами других людей, стремиться к доверию друг к другу, закладывают основы к трудолюбию, желание заботиться не только о себе, но и других.
Самое главное - игра имеет огромное значение для эмоционального развития детей. Родителям совместная игра с ребёнком дает мощный психологический эффект, возможность быть ближе и понятнее ребёнку, развивает творческие и коммуникативные способности. Но, к сожалению, в современном мире ребёнок живет в дефиците внимания, эмоционального общения, в силу большой занятости родителей. Современный темп жизни, зачастую, не позволяет родителям уделять должного внимания своим детям и поэтому задача педагогов помочь детям получить эмоциональное, творческое развитие и коммуникативные навыки общения. Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра.
Дошкольное детство - своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраивается психологическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Начало личного самосознания (осознание своего поведения) - одно из главных новообразований дошкольного возраста.
Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает своё место в системе отношений с другими людьми, осознаёт не только свои действия, но и свои внутренние переживания, желания, предпочтения. В этот период дошкольник проходит путь «Я сам!» (отделение себя от взрослого) к открытию своей внутренней жизни. Все эти важнейшие новообразования развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре.
Что даёт ребёнку игра? Игра дает свободу, игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно, она даёт выход в другое состояние души. Подчиняясь правилам игры, ребёнок свободен от различных условностей, именно она снимает то напряжение, в котором прибывает ребёнок в своей реальной жизни и заменяет его добровольной, радостной мобилизацией духовных и физических сил. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт детей друг с другом так полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне её рамок. Так же игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций, правил игры.
Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых и в специально создаваемых или игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых людей и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Игра оказывает влияние на умственное развитие ребёнка. Действуя с предметами - заместителями, дошкольник начинает фантазировать и этот предмет становиться опорой для мышления. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие коммуникативных способностей детей в этот период. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. И при этом он не просто называет себя каким-либо персонажем («Я - водитель», «Я - мама», «Я - доктор» и т.п.), но и действует при этом, как взрослый человек, роль которого он взял на себя, и отожествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь дошкольника с миром взрослых.
Сюжет игры - это та область социальной действительности, которая воспроизводится детьми в игре (семья, больница, магазин и пр.) и в ней отражаются конкретные условия жизни ребёнка. Поэтому основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети плохо знакомы с окружающим миром взрослых, они играют мало, их игры однообразны и ограничены.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. В содержании игры выражено проникновение ребёнка в мир отношений и деятельности взрослых. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка.
Детям 3-5 лет характерна внеситуативно-познавательная форма обучения, которая помогает дошкольникам расширить кругозор, открыть взаимосвязь явлений. Поэтому основным содержанием игры в этом возрасте становятся отношения между людьми, роли которых на себя взяли дети. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры: если еда накладывается в тарелочки, нарезается хлеб, то это всё даётся «детям» на обед. Эти действия выполняются уже не ради них самих, а для осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.
Для детей 6-7 лет характерна внеситуативно-личностная форма общения, которая помогает им познать социальный мир (мир людей). У старших дошкольников содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. В этом возрасте дети чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил.
Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.
В дошкольном учреждении помимо сюжетно-ролевой игры, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют «режиссерские игры», «игры-драматизации» и «игры с правилами» (подвижные и настольные), дидактические игры. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Но, сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, так как она имеет социальный характер, как по своему происхождению, так и по своему содержанию и наиболее специфична для этого периода, в котором зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности дошкольника. Поэтому сюжетно-ролевая игра наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков и способностей у детей.