Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие коммуникативных навыков младших школьников через групповую работу | Шикуева Наталья Павловна. Работа №353238. Номер работы: №353238

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значение групповой работы как средства развития коммуникативных навыков младших школьников. Раскрывается влияние совместной деятельности на формирование навыков общения, сотрудничества и уважительного отношения к точке зрения других. Приведены основные методические подходы и примеры упражнений для организации групповой работы на уроках. Рассматриваются возрастные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при планировании групповой деятельности.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, групповая работа, младшие школьники, совместная деятельность, педагогика, развитие общения.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Шикуева Наталья Павловна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Иракиндинская средняя общеобразовательная школа"

 

Аннотация. В статье рассматривается значение групповой работы как средства развития коммуникативных навыков младших школьников. Раскрывается влияние совместной деятельности на формирование навыков общения, сотрудничества и уважительного отношения к точке зрения других. Приведены основные методические подходы и примеры упражнений для организации групповой работы на уроках. Рассматриваются возрастные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при планировании групповой деятельности.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, групповая работа, младшие школьники, совместная деятельность, педагогика, развитие общения.

 

Коммуникативные навыки играют ключевую роль в развитии личности младших школьников. Способность к эффективному взаимодействию с окружающими является важным фактором успешной социальной адаптации ребенка. Начальная школа представляет собой идеальный этап для формирования этих навыков, поскольку дети в этом возрасте наиболее открыты для сотрудничества и коллективной деятельности. Одним из эффективных методов развития коммуникации в школьной среде является групповая работа, которая способствует не только развитию речи и навыков общения, но и учит сотрудничеству, взаимопомощи и уважению.

Значение коммуникативных навыков для младших школьников

Коммуникативные навыки включают способность высказывать и обосновывать свое мнение, слушать собеседника, задавать вопросы и разрешать конфликтные ситуации. В младшем школьном возрасте дети часто сталкиваются с трудностями в общении, такими как застенчивость, неумение выражать мысли или разрешать разногласия. Развитие этих навыков способствует формированию уверенности в себе, развитию эмоционального интеллекта и подготовке к дальнейшему обучению и жизни в обществе.

Групповая работа как инструмент формирования коммуникативных навыков

Групповая работа представляет собой организацию учебной деятельности, при которой учащиеся работают в небольших группах для выполнения общей задачи. Этот метод позволяет детям учиться взаимодействовать, договариваться, принимать коллективные решения и распределять ответственность.

Преимущества групповой работы для младших школьников:

Улучшение взаимодействия. Дети учатся слушать друг друга, задавать вопросы и отвечать на них.

Формирование толерантности. Работа в группе помогает детям понять важность мнения каждого участника.

Развитие навыков саморегуляции. Учащиеся учатся контролировать свои эмоции, чтобы не мешать работе группы.

Повышение мотивации. Совместная деятельность делает учебный процесс более интересным.

Методические рекомендации по организации групповой работы

При организации групповой работы важно учитывать возрастные особенности младших школьников. Дети 7–10 лет склонны к быстрой потере интереса, поэтому задачи должны быть четкими, краткосрочными и интересными.

Шаги для успешной организации групповой работы:

Формирование групп. Группы должны быть небольшими (3–5 человек), с учетом уровня подготовки и индивидуальных особенностей детей.

Четкость инструкции. Учитель должен подробно объяснить цель и порядок выполнения задания.

Распределение ролей. Для повышения эффективности работы можно назначить каждому участнику группы определенную роль (например, лидер, секретарь, докладчик).

Поддержка учителя. Важно наблюдать за работой групп, помогая детям в случае возникновения трудностей.

Примеры упражнений для развития коммуникативных навыков

«Мозговой штурм». Дети работают в группе, предлагая идеи для решения проблемы. Это упражнение учит высказывать свои мысли и уважать мнение других.

Ролевые игры. Например, инсценировка ситуации «в магазине», где один ребенок играет роль продавца, а другой – покупателя.

Групповые проекты. Учащиеся вместе создают стенгазету, поделку или презентацию.

Обсуждение. Учитель предлагает тему для обсуждения, например, «Как мы можем помочь природе?» Дети по очереди высказываются, слушая других.

Групповая работа является эффективным методом развития коммуникативных навыков младших школьников. Она не только способствует обучению детей взаимодействию и уважению, но и помогает формировать навыки, необходимые в современном обществе. Успешное применение групповой работы в образовательном процессе требует грамотного подхода со стороны учителя, который учитывает индивидуальные особенности учащихся и создает условия для их успешного сотрудничества.

 

Список литературы

Исакова, Ю. В. Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста / Ю. В. Исакова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101198/

Омарова, М. А. Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников / М. А. Омарова. —

Текст :

непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Челябинск, январь 2017 г.). —

Челябинск :

Два комсомольца, 2017. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11606/

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×