Развитие коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности | Дуплий Татьяна Викторовна. Работа №347131
Аннотация: Статья посвящена развитию коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности. В ней рассматриваются ключевые аспекты формирования общения между детьми, методы и формы работы, которые способствуют развитию этих навыков. Описываются примеры эффективных мероприятий и игр, которые помогают учащимся научиться взаимодействовать, выражать свои мысли и чувства, а также слушать и понимать других. Важно отметить, что успешное развитие коммуникативных навыков создает основу для социального и эмоционального благополучия детей, а также для их успешной учебной деятельности.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники, внеурочная деятельность, взаимодействие, игры, социальное развитие.
Дуплий Татьяна Викторовна, учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко г. Новосибирска
Аннотация: Статья посвящена развитию коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности. В ней рассматриваются ключевые аспекты формирования общения между детьми, методы и формы работы, которые способствуют развитию этих навыков. Описываются примеры эффективных мероприятий и игр, которые помогают учащимся научиться взаимодействовать, выражать свои мысли и чувства, а также слушать и понимать других. Важно отметить, что успешное развитие коммуникативных навыков создает основу для социального и эмоционального благополучия детей, а также для их успешной учебной деятельности.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники, внеурочная деятельность, взаимодействие, игры, социальное развитие.
В современном образовании важное место занимает развитие коммуникативных навыков, особенно у младших школьников. Эти навыки являются основой для успешного общения и взаимодействия в социуме. Во внеурочной деятельности у детей появляется возможность практиковать свои навыки общения, развивать их в непринужденной обстановке, что значительно влияет на их уверенность в себе и уровень социализации.
Внеурочная деятельность предоставляет богатые возможности для формирования и развития коммуникативных навыков. Участие в различных кружках, секциях, театральных студиях и проектах позволяет детям не только развивать свои интересы и увлечения, но и совершенствовать умение общаться. Важно создать такую образовательную среду, в которой каждому ребенку будет комфортно взаимодействовать с окружающими, проявлять свою индивидуальность и развивать свои способности.
Одним из эффективных способов развития коммуникативных навыков является использование игровых технологий. Игры стимулируют детей к активному взаимодействию друг с другом, помогают им учиться выражать свои мысли, слушать и понимать других. Например, в игре "Телефон" дети передают друг другу сообщения, стараясь сохранить их смысл. Эта игра развивает не только умение четко формулировать свои мысли, но и навыки активного слушания.
Также полезно организовывать ролевые игры, где каждый ребенок может попробовать себя в разных ролях и ситуациях. Это дает возможность детям экспериментировать с различными стилями общения, учиться находить общий язык с разными людьми. Например, в ролевой игре "Семья" дети могут распределить роли и разыграть различные семейные ситуации, обсуждая возникающие конфликты и находя пути их решения. Такие занятия способствуют развитию эмпатии и умению понимать чувства других.
Важным аспектом в развитии коммуникативных навыков является создание атмосферы доверия и поддержки. Дети должны чувствовать себя свободно, выражая свои мысли и эмоции. Педагог может способствовать этому, используя метод активного слушания, показывая детям, что их мнение важно и ценно. Например, во время обсуждений можно задать открытые вопросы, побуждая детей делиться своими мыслями и чувствами. Это не только развивает навыки общения, но и формирует у детей уверенность в себе.
Для развития коммуникативных навыков полезно проводить совместные проекты. Например, можно организовать выставку, где каждый ребенок представит свою работу и расскажет о ней. Это не только развивает навыки публичного выступления, но и способствует взаимодействию с другими детьми, обсуждению идей и получению обратной связи. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что позволяет детям учиться работать в команде, обсуждать и планировать совместные действия.
Проведение театральных постановок является отличным способом развития коммуникативных навыков. В таких мероприятиях дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимать и передавать эмоции через игру. Подготовка к спектаклю требует от них совместной работы, обсуждения ролей и сцен, что способствует укреплению социальных связей и развитию навыков общения.
Кроме того, стоит отметить важность участия родителей в процессе внеурочной деятельности. Организация совместных мероприятий, таких как дни открытых дверей или семейные праздники, способствует формированию позитивной атмосферы и укреплению связей между детьми и родителями. Это также дает возможность детям проявить свои навыки общения в более широком кругу, научиться взаимодействовать не только с ровесниками, но и со взрослыми.
Внедрение технологий может обогатить процесс развития коммуникативных навыков. Использование современных мультимедийных инструментов, таких как видеоконференции или онлайн-проекты, позволяет детям взаимодействовать с ровесниками из других регионов или стран. Это расширяет их кругозор, позволяет познакомиться с культурой других народов и развивает навыки межкультурного общения.
В заключение, развитие коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности является ключевым аспектом их социального и эмоционального развития. Использование разнообразных методов и форм работы, таких как игровые технологии, совместные проекты и театральные постановки, позволяет детям активно взаимодействовать, выражать свои мысли и чувства, а также понимать других. Создание атмосферы доверия и поддержки, вовлечение родителей и использование современных технологий обогащают процесс обучения и способствуют успешной социализации детей. Таким образом, развитие коммуникативных навыков не только влияет на успешность учащихся в учебе, но и закладывает фундамент для их будущей жизни в обществе.
Список литературы
Журавлёва А.А. Формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №7-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti
Козлова А.В. Исследование особенностей развития коммуникативной компетенции в младшем школьном возрасте // Инновационная наука. 2016. №2-1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-razvitiya-kommunikativnoy-kompetentsii-v-mladshem-shkolnom-vozraste
Яшкова Л.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников // Инновационная наука. 2016. №2-4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov-1