Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка | Костюк Татьяна Алексеевна. Работа №345072. Номер работы: №345072
В статье рассматриваются методы и приемы, направленные на развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках английского языка. Описываются подходы, которые способствуют созданию благоприятной языковой среды, мотивируют учеников активно использовать английский язык для общения. Приводятся примеры упражнений и методик, которые помогают улучшить навыки говорения, восприятия на слух, письма и чтения, а также развить уверенность в использовании иностранного языка.
Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка
Костюк Татьяна Алексеевна, учитель английского языка
МКОУ "СОШ №2" г. Сосенский
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы, направленные на развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках английского языка. Описываются подходы, которые способствуют созданию благоприятной языковой среды, мотивируют учеников активно использовать английский язык для общения. Приводятся примеры упражнений и методик, которые помогают улучшить навыки говорения, восприятия на слух, письма и чтения, а также развить уверенность в использовании иностранного языка.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, говорение, восприятие речи на слух, активные методы обучения, интерактивные задания, языковая практика.
Развитие коммуникативных навыков является одной из главных целей обучения английскому языку. Умение свободно выражать мысли на иностранном языке, понимать собеседника и взаимодействовать в различных ситуациях — это ключевые компетенции, которые важно развивать у школьников. Современные методики преподавания акцентируют внимание на создании учебной среды, где английский язык используется как инструмент общения, а не просто предмет для изучения.
Один из наиболее эффективных подходов к развитию коммуникативных навыков — это коммуникативно-ориентированное обучение, при котором акцент делается на практическом использовании языка. Ученикам важно предоставлять как можно больше возможностей для общения на английском языке, начиная с простых ролевых игр и диалогов, заканчивая обсуждением актуальных тем и проблем. Например, учитель может предложить учащимся инсценировать ситуации из повседневной жизни, такие как покупка билета, заказ в ресторане или обсуждение планов на выходные. Такие упражнения помогают развивать навыки говорения в контексте реальных ситуаций, что делает их более значимыми и полезными для учеников.
Использование групповой работы также способствует развитию коммуникативных навыков. Работа в парах или малых группах стимулирует учеников взаимодействовать друг с другом, обсуждать идеи и искать решения совместно. Задания могут варьироваться от обсуждения фильмов или книг до коллективного создания проектов, презентаций или историй. Например, одно из упражнений может включать обсуждение фильма на английском языке, где учащиеся в парах делятся впечатлениями и обсуждают героев или сюжет, что не только улучшает навыки говорения, но и развивает навыки критического мышления.
Один из важнейших аспектов развития коммуникативных навыков — это обучение восприятию речи на слух. Ученики должны уметь не только говорить, но и понимать собеседника, что требует регулярной практики аудирования. Для этого можно использовать аудиоматериалы, подкасты, интервью с носителями языка или записи новостных выпусков. Например, прослушивание интервью с известными личностями может быть дополнено вопросами на понимание, после чего ученики могут обсудить услышанное, выразить свое мнение о сказанном или задать вопросы друг другу. Это упражнение помогает развить как навыки аудирования, так и навыки говорения.
Чтение и письмо также играют важную роль в развитии коммуникативных навыков. Чтение различных текстов, начиная от статей и новостей до рассказов и эссе, позволяет расширить словарный запас учащихся и улучшить их понимание структуры языка. Например, учитель может предложить ученикам прочитать новостную статью на английском языке, а затем обсудить ее в классе, выразив свое мнение и задействовав новую лексику. Письмо же можно развивать через написание писем, эссе, дневниковых записей или отзывов о прочитанном, что помогает ученикам не только развивать письменные навыки, но и формировать логическое и структурированное мышление.
Интерактивные задания, такие как дебаты и дискуссии, также способствуют развитию коммуникативных навыков. Эти методы вовлекают учащихся в активное обсуждение спорных вопросов, где они могут выражать свое мнение и отстаивать свою точку зрения. Например, тема для дебатов может быть связана с экологическими проблемами или правами человека. Учащиеся делятся на команды, и каждая группа должна аргументированно защищать свою позицию, что развивает навыки не только говорения, но и логического мышления.
Важно, чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно, используя английский язык. Для этого на уроках необходимо создавать благоприятную атмосферу, где ошибки рассматриваются как естественная часть учебного процесса, а ученики поощряются за смелые попытки высказаться. Положительное подкрепление и поддержка со стороны учителя играют важную роль в снижении страха перед ошибками и стеснительности, что в конечном итоге приводит к более успешному овладению языком.
Использование современных технологий также открывает широкие возможности для развития коммуникативных навыков. Онлайн-платформы, такие как Zoom или Google Meet, позволяют организовывать видео-конференции с носителями языка или с учащимися из других стран, что помогает учащимся улучшать свои языковые навыки в реальных условиях общения. Такие мероприятия дают возможность не только развивать коммуникативные навыки, но и познакомиться с культурными особенностями стран, говорящих на английском языке.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков требует системного подхода, где важное место отводится активной языковой практике, разнообразным формам взаимодействия, поддержке со стороны учителя и созданию мотивационной учебной среды. Интеграция современных технологий, интерактивных методов и реальных ситуаций общения позволяет учащимся более эффективно овладевать английским языком и уверенно применять его в жизни.
Список литературы
Василова Н. В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в школе / Н. В. Василова. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 231-234. — URL:
https://moluch.ru/archive/281/63244/
(дата обращения: 25.09.2024).
Едревская
А.В. Коммуникативный подход при развитии четырех видов деятельности на уроках английского языка // Педагогическая наука и практика. 2019. №2 (24). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyy-podhod-pri-razvitii-chetyreh-vidov-deyatelnosti-na-urokah-angliyskogo-yazyka-1
(дата обращения: 25.09.2024).
Омарова
Д.А.
Формирование коммуникативных навыков учащихся в рамках интерактивного обучения (на примере английского языка) // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2017. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-uchaschihsya-v-ramkah-interaktivnogo-obucheniya-na-primere-angliyskogo-yazyka
(дата обращения: 25.09.2024).
Тоноян
Я. К. Дискуссионные клубы на уроках английского языка как один из способов развития речевых и коммуникативных навыков у учеников средних классов / Я. К.
Тоноян
. — Текст
:
непосредственный //
Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 559-561. — URL:
https://moluch.ru/archive/392/86546/
(дата обращения: 25.09.2024).
Филиппова
А.А.
Ролевые игры на уроках английского языка // Вестник науки и образования. 2020. №7-1 (85). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rolevye-igry-na-urokah-angliyskogo-yazyka-1
(дата обращения: 25.09.2024).