Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка: методический подход | Майорова Татьяна Николаевна. Работа №350506
Аннотация. В статье рассматриваются методические подходы к развитию коммуникативных навыков на уроках русского языка. Анализируются эффективные педагогические приемы, направленные на активизацию речевой деятельности учащихся, формирование их способности к выразительному и правильному использованию языка, а также на освоение различных форм общения. Особое внимание уделяется созданию на уроках условий для свободного выражения мыслей, стимулированию навыков публичного выступления, диалога и письменной коммуникации. Педагогическая значимость коммуникативного аспекта уроков русского языка раскрывается через формирование у школьников культурной, социальной и речевой компетенции.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, методический подход, русский язык, речевая деятельность, диалог, педагогика, публичное выступление, письменная речь.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Майорова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЛНР «Беловская средняя школа №1», пгт Белое
Аннотация. В статье рассматриваются методические подходы к развитию коммуникативных навыков на уроках русского языка. Анализируются эффективные педагогические приемы, направленные на активизацию речевой деятельности учащихся, формирование их способности к выразительному и правильному использованию языка, а также на освоение различных форм общения. Особое внимание уделяется созданию на уроках условий для свободного выражения мыслей, стимулированию навыков публичного выступления, диалога и письменной коммуникации. Педагогическая значимость коммуникативного аспекта уроков русского языка раскрывается через формирование у школьников культурной, социальной и речевой компетенции.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, методический подход, русский язык, речевая деятельность, диалог, педагогика, публичное выступление, письменная речь.
Развитие коммуникативных навыков является одной из приоритетных задач школьного образования, в особенности на уроках русского языка. Умение грамотно и точно выражать свои мысли, слышать и понимать других людей, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог – все это необходимые составляющие успешного общения, важные не только для учебной деятельности, но и для жизни в обществе. В условиях современного информационного мира потребность в развитии коммуникативных навыков возрастает, и уроки русского языка, как предмета, обучающего культуре речи, приобретают особую роль.
Коммуникативные навыки формируются не только в устной, но и в письменной речи. Важно не только то, что учащиеся умеют выразить свою мысль, но и как они ее передают. Поэтому в процессе обучения необходимо уделять внимание развитию как устной, так и письменной коммуникации, совершенствовать способности учеников вести диалог, выступать публично и создавать грамотные, содержательные тексты. Для достижения этой цели учителю русского языка следует организовать учебный процесс так, чтобы каждый учащийся мог применить полученные знания на практике, освоив основные формы речевой деятельности.
Методический подход к развитию коммуникативных навыков включает несколько аспектов. Прежде всего, это создание условий, которые мотивируют учеников к активному участию в уроке и побуждают к выражению собственной позиции. Проблемные вопросы, дискуссии, групповые и парные задания – все это методические приемы, направленные на стимулирование активности учащихся и развитие их способностей к обоснованному выражению своей точки зрения. Важно, чтобы вопросы, обсуждаемые на уроках, были актуальными для школьников, затрагивали их интересы и вызывали желание высказаться. Эффективной педагогической задачей становится организация урока таким образом, чтобы учащиеся могли рассуждать, обмениваться мнениями и обсуждать темы, значимые для них.
Одним из важнейших аспектов в развитии коммуникативных навыков является работа над диалогической и монологической речью. На уроках русского языка диалог выступает как форма общения, позволяющая развивать навыки активного слушания, уважения к мнению других и умение реагировать на высказывания собеседников. Диалоги формируют у учащихся навыки краткости, ясности и последовательности речи. Кроме того, в диалогах учащиеся учатся гибкости мышления, так как ответить на вопрос или замечание собеседника требует умения быстро ориентироваться и формулировать ответ.
Для развития монологической речи полезны задания, требующие развернутого изложения мысли, например, подготовка мини-презентаций или устных выступлений на заданные темы. Умение выстраивать логически последовательное, связное высказывание способствует формированию у учащихся уверенности в себе и развивает их способность удерживать внимание аудитории. Это является важной частью коммуникативной компетенции, поскольку дает учащимся навыки, необходимые для уверенного публичного общения, как в образовательной, так и в социальной сфере.
Особую роль в развитии коммуникативных навыков играет письменная речь. Задача учителя заключается в том, чтобы научить школьников не только грамотно и логично излагать мысли, но и создавать тексты различных жанров, соответствующих их возрасту и уровню знаний. Написание сочинений, эссе, деловых писем, отзывов и аналитических текстов позволяет учащимся научиться структурировать свои мысли, подбирать адекватные выражения и развивать свои стилистические навыки. Работая над письменными заданиями, школьники осваивают правила языка, а также приобретают умение ясно излагать идеи и аргументировать свою позицию, что необходимо для успешной социальной адаптации.
Методический подход к развитию коммуникативных навыков на уроках русского языка также предполагает использование интерактивных методов обучения. Современные технологии открывают возможности для того, чтобы сделать уроки более увлекательными и эффективными. Например, работа с презентациями, создание учебных видеоматериалов, обсуждение в чатах или участие в онлайн-форумах позволяют расширить границы учебного процесса и погрузить учеников в различные коммуникативные ситуации. Такие методы помогают учащимся приобрести уверенность в общении и разносторонне развить свои речевые способности.
Важным аспектом методики является обучение учащихся навыкам критического мышления, которое играет ключевую роль в их речевом развитии. На уроках русского языка учащиеся могут анализировать тексты, выявлять в них основные идеи, отличать факты от мнений, находить аргументы и анализировать их достоверность. Работа с текстами различной тематики развивает у учащихся способность критически подходить к информации, анализировать прочитанное и делать самостоятельные выводы. Этот навык способствует развитию информационной грамотности и является важной составляющей современного образования.
В процессе формирования коммуникативных навыков учителю следует обращать внимание на индивидуальные особенности учащихся. Важно создать на уроках доброжелательную атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя комфортно и может свободно выражать свои мысли. Индивидуальный подход помогает раскрыть потенциал каждого ученика, способствуя его речевому и личностному развитию. Учителю важно демонстрировать толерантность к разным мнениям и поощрять выражение индивидуальности, что создает у школьников чувство уверенности и открытости к общению.
Таким образом, методический подход к развитию коммуникативных навыков на уроках русского языка предполагает применение разнообразных педагогических приемов, направленных на активизацию речевой деятельности учащихся, развитие их способности к конструктивному общению и грамотному изложению мыслей. Уроки русского языка, построенные на диалоге, дискуссии, анализе и создании текстов, помогают школьникам научиться выражать себя и понимать других, формируя у них культурную и социальную компетентность. Учитель, создавая условия для свободного общения, поддерживает развитие личности каждого ученика, делая процесс обучения осмысленным и значимым.
Список литературы
1. Алексеева О. В. Тенденции современного урока русского языка: роль учебника в реализации задач формирования коммуникативной компетенции школьников / О. В. Алексеева, Е. Р. Зеленева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 503-505.
2. Коконова Е. А. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка с применением приемов технологии системно-деятельностного подхода / Е. А. Коконова, Т. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 646-648.