Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через групповые занятия | Колесова Иванна Богдановна. Работа №350654. Номер работы: №350654
Аннотация: Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важным аспектом их социализации и интеграции в общество. Для детей с различными нарушениями (задержка психического развития, нарушения слуха, речи, аутистические расстройства и другие) актуальными становятся не только специальные методы обучения, но и активные формы взаимодействия, в том числе групповые занятия. В статье рассматриваются особенности работы с детьми с ОВЗ через групповые формы обучения, которые способствуют развитию их речевых, социальных и когнитивных навыков. Приводятся примеры из практики, предлагаются методики и рекомендации для учителей начальных классов коррекционных школ по организации таких занятий, а также подчеркивается важность создания комфортной и поддерживающей среды для эффективного освоения коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекционная школа, групповые занятия, социальная адаптация, инклюзивное образование, педагогические методы.
Колесова Иванна Богдановна, учитель начальных классов
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат
Аннотация: Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важным аспектом их социализации и интеграции в общество. Для детей с различными нарушениями (задержка психического развития, нарушения слуха, речи, аутистические расстройства и другие) актуальными становятся не только специальные методы обучения, но и активные формы взаимодействия, в том числе групповые занятия. В статье рассматриваются особенности работы с детьми с ОВЗ через групповые формы обучения, которые способствуют развитию их речевых, социальных и когнитивных навыков. Приводятся примеры из практики, предлагаются методики и рекомендации для учителей начальных классов коррекционных школ по организации таких занятий, а также подчеркивается важность создания комфортной и поддерживающей среды для эффективного освоения коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекционная школа, групповые занятия, социальная адаптация, инклюзивное образование, педагогические методы.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социальная адаптация и развитие коммуникативных навыков становятся важнейшими задачами в обучении. Ведь способность взаимодействовать с окружающими, вести диалог, выражать свои мысли и чувства, а также понимать и принимать информацию от других — это не только основа для успешного обучения, но и ключевая составляющая их социальной интеграции в общество. Особенно актуальна эта проблема для учеников начальных классов коррекционных школ, где дети сталкиваются с множеством трудностей в обучении и в общении. В этих условиях особое значение приобретают групповые занятия, которые могут стать эффективным инструментом для развития коммуникативных навыков.
Групповые занятия — это форма работы, при которой дети объединяются в небольшие группы для совместного выполнения заданий и достижения общих целей. Этот формат общения способствует развитию не только индивидуальных навыков, но и коллективных взаимодействий. Именно в группе дети учат друг друга, помогают в решении задач, учат друг друга навыкам сотрудничества, взаимопомощи и самовыражения. Для детей с ОВЗ групповые занятия являются особенно полезными, так как они позволяют развивать не только речевые и социальные навыки, но и такие важные качества, как терпимость, умение слушать, договариваться, учитывать мнения других людей.
Одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является создание поддерживающей и безопасной среды, в которой каждый ребенок чувствует себя уверенно и комфортно. Коммуникативные навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья могут развиваться только в условиях эмоциональной безопасности и доверия, когда ребенок не боится ошибиться или быть осужденным за свои ошибки. Поэтому при организации групповых занятий очень важно учитывать психологические особенности детей, работать с ними в индивидуальном и групповом ключе, чтобы ребенок ощущал свою ценность и значимость в коллективе.
Примером успешной работы в этом направлении могут служить различные формы групповых занятий, которые развивают не только речевые навыки, но и навыки социального взаимодействия. Например, при организации ролевых игр дети могут примерять на себя различные социальные роли и учиться правильному поведению в той или иной ситуации. Это помогает детям не только научиться правильно выражать свои мысли, но и понять, как общаться с окружающими, как вступать в диалог и как договариваться. Ролевые игры, диалоги и сценки на основе знакомых сюжетов из жизни помогают детям с ОВЗ преодолеть барьеры общения и развивать уверенность в своих силах.
Очень важным моментом является то, что групповые занятия должны быть разнообразными и учитывать различные способы восприятия информации детьми с ОВЗ. Это означает использование как зрительных, так и слуховых методов работы, создание материалов, которые могли бы поддержать каждого ребенка в его коммуникации. Например, для детей с нарушениями речи важными будут занятия, в ходе которых они смогут через игру и повторение отрабатывать артикуляционные навыки, развивать координацию дыхания и речи. В случае с детьми с нарушениями слуха могут быть организованы занятия с использованием жестового языка или мультимедийных средств, что позволяет детям научиться общаться и воспринимать информацию через визуальные и тактильные каналы.
Кроме того, групповые занятия могут быть направлены на развитие общих социальных навыков, таких как умение работать в коллективе, договариваться, разделять ответственность за выполнение заданий. Это особенно важно для детей с аутистическими расстройствами, которые часто испытывают трудности в социальных взаимодействиях. Использование различных социальных сценариев помогает детям понять, как правильно взаимодействовать в группе, как слушать и воспринимать мнение других людей, как делиться своими мыслями и выражать свои эмоции. Такие занятия развивают у детей навыки эмпатии и делают их более открытыми для общения с окружающими.
Также стоит отметить, что групповые занятия позволяют создать атмосферу сотрудничества и поддержки между детьми. Когда дети видят, что у них есть общая цель и задачи, они начинают работать не только для себя, но и для других. Это способствует развитию альтруизма и ответственности, помогает детям с ОВЗ преодолеть свою замкнутость и неуверенность. Важно помнить, что успех групповой работы во многом зависит от того, как организована работа педагога. Важно, чтобы учитель создавал атмосферу доверия и уважения, показывал детям, что их мнение важно и значимо для группы.
Примером такого подхода могут служить занятия, направленные на развитие слушания и восприятия других людей. Для детей с нарушениями слуха или речи полезными будут игры, направленные на развитие слухового восприятия, такие как игры с ритмом, звуками и мелодиями, или игры на восприятие визуальных сигналов. Важно, чтобы задания были интересными и веселыми, так как игровая форма работы способствует лучшему усвоению материала и снижению стресса.
Не менее важной частью групповых занятий является использование интегрированных форм работы, где коммуникативное взаимодействие детей сочетается с другими видами деятельности, такими как рисование, конструирование, музыка и движение. Такие занятия способствуют развитию не только речевых навыков, но и общей моторики, что также положительно влияет на способность ребенка к взаимодействию с окружающими. Например, через рисование дети могут научиться передавать свои эмоции и мысли, а через музыку и движение — научиться выражать себя и взаимодействовать с окружающими через невербальные средства.
Организация групповых занятий требует от педагога большого внимания к индивидуальным особенностям каждого ребенка и способности подбирать такие формы работы, которые наилучшим образом подходят для разных детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо понимать, что дети с ОВЗ могут иметь различные уровни развития, поэтому задачи и методы работы должны быть гибкими и адаптированными. Это требует от учителя навыков дифференциации обучения, умения гибко менять подходы в зависимости от особенностей группы и задач.
В заключение, групповые занятия являются важным инструментом в развитии коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, так как они дают детям возможность не только научиться правильно общаться, но и развивать такие качества, как терпимость, взаимопомощь, ответственность. Такие занятия способствуют социальному развитию детей, их успешной интеграции в общество, повышению уверенности в своих силах. Главное, чтобы эти занятия были построены на принципах уважения, понимания и поддержки, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя важной частью группы, а процесс обучения был бы для него интересным и доступным.
Список литературы
Азарова М.Б. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-inklyuzivnom-obrazovanii
Гончарова Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством интерактивных технологий // Современное педагогическое образование. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-ovz-posredstvom-interaktivnyh-tehnologiy
Седых Т.В., Бывшенко А.С. Теоретические предпосылки развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-predposylki-razvitiya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya