Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста | Глебова Галина Анатольевна. Работа №345232

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются ключевые особенности формирования общения, влияющие факторы, а также методы и приемы, которые способствуют эффективному развитию речи и навыков взаимодействия с окружающими. Особое внимание уделено ролевым играм, взаимодействию со сверстниками, а также активной роли воспитателя в процессе формирования у детей навыков эффективной коммуникации.

Ключевые слова: дошкольное образование, коммуникативные навыки, развитие речи, общение, взаимодействие, старший дошкольный возраст, воспитание.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Глебова Галина Анатольевна, воспитатель

Структурное подразделение МАОУ "Беркутская СОШ"

Зиновский детский сад "Колосок"

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются ключевые особенности формирования общения, влияющие факторы, а также методы и приемы, которые способствуют эффективному развитию речи и навыков взаимодействия с окружающими. Особое внимание уделено ролевым играм, взаимодействию со сверстниками, а также активной роли воспитателя в процессе формирования у детей навыков эффективной коммуникации.

Ключевые слова: дошкольное образование, коммуникативные навыки, развитие речи, общение, взаимодействие, старший дошкольный возраст, воспитание.

 

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста является одной из ключевых задач дошкольного воспитания. В этот период происходит интенсивное формирование речевых и социальных способностей, которые являются основой для дальнейшего успешного обучения и взаимодействия в обществе. Коммуникативные навыки помогают ребенку не только выражать свои мысли и эмоции, но и понимать других, находить общий язык со сверстниками и взрослыми, а также решать возникающие конфликты.

Формирование коммуникативных навыков начинается с первых лет жизни, но именно в старшем дошкольном возрасте ребенок достигает этапа, когда его речевые и социальные способности нуждаются в активном развитии и поддержке. На этом этапе дети уже имеют достаточно развитую речь, но продолжают учиться строить более сложные высказывания, вести диалог, слушать и понимать собеседника, а также активно включаться в коллективные игры и мероприятия. Коммуникативная компетентность детей — это не только умение говорить, но и способность эффективно взаимодействовать в различных социальных ситуациях.

Одним из основных факторов, влияющих на развитие коммуникативных навыков, является среда, в которой находится ребенок. Старший дошкольный возраст — это период, когда дети активно вступают в разнообразные взаимодействия с окружающими. Важно создать для ребенка такие условия, при которых он сможет свободно общаться, проявлять инициативу, задавать вопросы и делиться своими мыслями. Для этого воспитатель должен организовать комфортную и безопасную среду, где каждый ребенок чувствует себя услышанным и важным участником взаимодействия.

Одним из эффективных методов развития коммуникативных навыков у дошкольников является использование ролевых игр. Ролевая игра не только развлекает ребенка, но и учит его общаться в разных социальных ролях и ситуациях. Например, игра в «магазин» или «семью» помогает детям отрабатывать модели взаимодействия: как попросить что-то вежливо, как предложить помощь, как ответить на вопросы. В этих играх дети учатся вести диалог, соблюдать очередь в общении, а также выражать свои желания и потребности. Важно, чтобы воспитатель не просто наблюдал за игрой, но и активно помогал детям осваивать коммуникативные роли, предлагал новые сценарии общения.

Другой важный аспект — это взаимодействие со сверстниками. В коллективе дети учатся устанавливать связи, договариваться, находить компромиссы. Именно общение с другими детьми позволяет ребенку осознать себя как часть общества, научиться уважать чужие границы и точки зрения. Воспитатель может создавать ситуации, в которых дети вынуждены взаимодействовать, решать совместные задачи. Например, групповая работа над постройкой замка из кубиков или коллективное рисование помогает детям учиться слушать друг друга, распределять роли и договариваться. Важно, чтобы воспитатель ненавязчиво направлял это взаимодействие, помогая детям решать возникающие сложности.

Коммуникативные навыки включают в себя не только устную речь, но и умение слушать. Навыки активного слушания необходимо развивать у детей с самого раннего возраста, но в старшем дошкольном периоде этот процесс становится особенно важным. Дети учатся понимать собеседника, следить за ходом разговора, задавать уточняющие вопросы. Для этого воспитатель может организовывать занятия, на которых дети учатся пересказывать услышанное, обсуждать сказки или истории. Такие упражнения помогают развивать память, внимание и способность понимать других.

Особую роль в развитии коммуникативных навыков играют беседы и обсуждения с воспитателем. Важно, чтобы воспитатель активно вовлекал детей в диалог, задавал вопросы, интересовался их мнением и поощрял выражение собственных мыслей. Здесь важно создавать неформальные ситуации общения, когда ребенок чувствует, что его мнение важно и может быть услышано. Например, обсуждение того, что произошло на прогулке, или что каждый ребенок хотел бы сделать в выходные, помогает детям практиковать свои навыки выражения мыслей, логического построения предложений, а также уважительного общения.

Развитие коммуникативных навыков тесно связано с эмоциональным развитием ребенка. Способность к эффективной коммуникации включает в себя умение распознавать и выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей. Для этого воспитатель может использовать различные методы, например, обсуждение эмоциональных состояний героев сказок или игр, где детям предлагается представить себя на месте другого персонажа. Важно учить детей распознавать и вербализировать свои чувства, а также уважать и понимать эмоции окружающих.

Особенности развития коммуникативных навыков также связаны с индивидуальными характеристиками ребенка. Каждый ребенок имеет свой темп развития, уровень речевых навыков и степень открытости в общении. Задача воспитателя — учитывать эти особенности, помогать детям, испытывающим трудности в общении, и стимулировать тех, кто уже уверенно общается. Для этого могут быть использованы различные игровые и речевые упражнения, которые направлены на развитие связной речи, расширение словарного запаса и навыков диалога.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста требует комплексного подхода, включающего использование разнообразных методов и приемов. Воспитатель играет ключевую роль в этом процессе, создавая условия для свободного и активного общения, организуя ролевые игры, обсуждения и групповые занятия. Важно помнить, что коммуникативные навыки развиваются не только в процессе целенаправленного обучения, но и в ходе ежедневного взаимодействия детей между собой и с окружающими взрослыми. Создавая атмосферу доверия, взаимоуважения и открытого диалога, воспитатель помогает детям осваивать важнейшие навыки, которые будут необходимы им в будущем.

 

Список литературы

 

Захарова К.А. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика современной науки. 2015. №6 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-umeniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09.2024).

Репина Т. А. Межличностные отношения в группе детского сада. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. Москва,

ИИДСиВ

. 2016. С.26–29.

Федоренков, Д. В. Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников в игре / Д. В. Федоренков, В. И.

Гуреев

, В. А. Корякина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107207/ (дата обращения: 26.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×