Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через групповые занятия | Подлинных Екатерина Александровна. Работа №344596. Номер работы: №344596
Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из важнейших задач начальной школы. Групповые занятия создают особые условия для улучшения межличностного взаимодействия и социализации детей с ОВЗ. В статье рассматриваются эффективные методы и техники, используемые для развития речи, взаимодействия и сотрудничества среди детей с ОВЗ на групповых занятиях, а также приводятся примеры практических упражнений и игр.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
Подлинных Екатерина Александровна, учитель начальных классов
МАОУ «Лицей № 94» ГО г. Уфа РБ
Аннотация. Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из важнейших задач начальной школы. Групповые занятия создают особые условия для улучшения межличностного взаимодействия и социализации детей с ОВЗ. В статье рассматриваются эффективные методы и техники, используемые для развития речи, взаимодействия и сотрудничества среди детей с ОВЗ на групповых занятиях, а также приводятся примеры практических упражнений и игр.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, дети с ОВЗ, групповая работа, начальная школа, взаимодействие, социализация, инклюзивное образование.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе требует особого подхода. Одной из важнейших целей педагогической работы является развитие у таких детей коммуникативных навыков. Коммуникация не только способствует успешной социализации, но и открывает перед ребёнком возможности для познавательной деятельности, помогает наладить контакт со сверстниками и педагогами. Особенно важную роль в развитии этих навыков играют групповые занятия, которые создают условия для обмена опытом, взаимодействия и поддержки внутри коллектива.
Групповая работа позволяет детям с ОВЗ не только улучшить свои коммуникативные способности, но и научиться слушать других, уважать мнения и потребности окружающих, что особенно важно для их успешной интеграции в общество. Важно отметить, что при проведении групповых занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, чтобы создать комфортную и благоприятную для общения среду.
Одним из ключевых методов, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, являются игры, основанные на взаимодействии и совместных действиях. Примером может служить игра «Передай мяч», в ходе которой дети передают друг другу мяч, называя имена своих одноклассников или рассказывая о своём настроении. Это упражнение не только помогает запомнить имена друг друга, но и способствует развитию навыков вербальной и невербальной коммуникации.
Кроме того, важно использовать методы, направленные на формирование способности детей с ОВЗ к выражению собственных эмоций и мыслей. Для этого можно применять упражнения, такие как «Круг эмоций», где дети по очереди описывают свои чувства и переживания с помощью слов или жестов. Это позволяет им лучше понять свои эмоции и эмоции других, что является важной частью эффективного общения.
Практика показала, что успешное развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ во многом зависит от организации интерактивного взаимодействия на уроках. Например, в ходе выполнения совместных проектов или заданий дети учатся обсуждать свои идеи, работать в парах или небольших группах. Важно, чтобы учитель активно поддерживал и направлял этот процесс, предоставляя детям возможность для самовыражения и взаимопомощи.
Эффективность групповых занятий также возрастает, если использовать игровые методы, такие как ролевые игры. Например, игра «Магазин» помогает детям с ОВЗ развивать навыки диалога, учиться вести себя в общественных местах и взаимодействовать с другими людьми. В процессе игры они осваивают структуру общения, учатся строить диалоги, задавать вопросы и реагировать на ответы. Кроме того, ролевые игры позволяют детям ставить себя на место других людей, что способствует развитию эмпатии и межличностных навыков.
При организации групповых занятий с детьми с ОВЗ учителю необходимо обращать внимание на их уровень речевого и эмоционального развития. В некоторых случаях детям может быть сложно выразить свои мысли словами, и здесь на помощь приходят невербальные средства коммуникации, такие как жесты, мимика или рисунки. Упражнения на развитие невербальной коммуникации могут включать в себя такие задания, как «Нарисуй своё настроение» или «Покажи, как ты себя чувствуешь с помощью жестов». Эти упражнения помогают детям выразить свои чувства и эмоции, что способствует улучшению их коммуникативных способностей.
Особое внимание стоит уделять созданию атмосферы доверия и поддержки в группе. Детям с ОВЗ необходимо чувствовать себя безопасно и комфортно для того, чтобы они могли открыто выражать свои мысли и вступать в общение с окружающими. Учитель должен создать такую обстановку, где каждый ребёнок будет принят и услышан. Для этого можно использовать элементы поощрения и похвалы, отмечая каждый шаг ребёнка на пути к развитию его коммуникативных навыков.
Также следует отметить важность междисциплинарного подхода в развитии коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Помимо традиционных занятий, таких как чтение и письмо, можно включать в программу элементы музыки, театрализованных представлений или изобразительного искусства. Эти виды деятельности способствуют расширению возможностей для самовыражения и коммуникации, помогая детям с ОВЗ лучше понимать себя и окружающих.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через групповые занятия является важной частью их образовательного процесса. Групповые занятия не только способствуют социализации детей, но и создают условия для активного общения, взаимодействия и взаимопонимания. Использование игр, ролевых методов и упражнений на развитие вербальной и невербальной коммуникации помогает детям раскрыть свои коммуникативные способности, улучшить навыки взаимодействия и укрепить уверенность в себе. Учитель, играя ключевую роль в организации таких занятий, должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, создавать атмосферу поддержки и использовать разнообразные методы, чтобы каждый ребёнок мог успешно развивать свои коммуникативные навыки.
Список литературы
Гончарова Е
.
Ю
.
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством интерактивных технологий // Современное педагогическое образование. 2021. №
2.
Поликарпова, И. Э. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ / И. Э. Поликарпова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 127-129.
Седых Т
.
В,
Бывшенко
А
.
С
.
Т
еоретические предпосылки развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
// Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3.