Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через групповую деятельность | Орёл Людмила Саматовна. Работа №348576. Номер работы: №348576

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются подходы и методы развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через групповую деятельность. Описываются особенности организации групповой работы для таких учащихся в условиях инклюзивного образования. Автор уделяет внимание созданию комфортной образовательной среды, в которой дети с ОВЗ могут эффективно взаимодействовать с одноклассниками, развивая навыки общения и сотрудничества.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, коммуникативные навыки, групповая деятельность, инклюзивное образование, взаимодействие, начальные классы.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ГРУППОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Орёл Людмила Саматовна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Советское Долинского района Сахалинской области

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы и методы развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через групповую деятельность. Описываются особенности организации групповой работы для таких учащихся в условиях инклюзивного образования. Автор уделяет внимание созданию комфортной образовательной среды, в которой дети с ОВЗ могут эффективно взаимодействовать с одноклассниками, развивая навыки общения и сотрудничества.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, коммуникативные навыки, групповая деятельность, инклюзивное образование, взаимодействие, начальные классы.

 

Коммуникативные навыки играют важную роль в обучении и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти навыки позволяют учащимся эффективно взаимодействовать с окружающими, выражать свои мысли, а также понимать и учитывать мнения других. Одним из эффективных способов развития коммуникативных навыков у таких детей является групповая деятельность, которая создает условия для активного общения и сотрудничества. В условиях инклюзивного образования групповая работа помогает учащимся с ОВЗ интегрироваться в коллектив, почувствовать поддержку со стороны сверстников и учителя, а также развивать уверенность в своих силах.

Особенности работы с детьми с ОВЗ в группе

Дети с ОВЗ имеют различные особенности, которые могут затруднять коммуникацию, будь то нарушения речи, слуха, зрения или интеллектуального развития. Однако групповая деятельность позволяет создать пространство, где каждый ребенок может почувствовать себя частью команды, что стимулирует развитие его коммуникативных навыков. Для успешной работы важно учитывать следующие аспекты:

Индивидуальный подход. Учитель должен учитывать особенности каждого ребенка с ОВЗ, создавая условия, способствующие его комфортному участию в групповой работе. Это может быть адаптация заданий, использование специальных методов коммуникации, например, жестовой язык или визуальные подсказки.

Поддерживающая среда. Учащиеся должны чувствовать себя в безопасности, чтобы свободно выражать свои мысли и идеи. Важно поощрять активное участие каждого ребенка и избегать ситуаций, которые могут вызвать стресс или замешательство.

Распределение ролей. При работе в группе полезно распределять роли таким образом, чтобы каждый ребенок мог внести свой вклад в общий результат. Это способствует развитию чувства ответственности и уверенности в своих силах.

Сотрудничество со сверстниками. Групповая деятельность помогает детям с ОВЗ развивать навыки сотрудничества, учит их договариваться и работать совместно для достижения общей цели. Сверстники играют важную роль в этом процессе, оказывая поддержку и помогая в коммуникации.

Методы и приёмы для развития коммуникативных навыков

Для эффективного развития коммуникативных навыков через групповую деятельность можно использовать следующие методы и приёмы:

Игровые задания. Игры в группе, такие как "Доскажи слово" или "Ролевая игра", помогают детям взаимодействовать в неформальной обстановке, учат их выражать мысли, слушать других и работать в команде. Например, ролевая игра, где дети играют роли персонажей из сказки, помогает не только развить речь, но и научиться учитывать мнение и действия других участников.

Коллективное выполнение проектов. В ходе выполнения проектов дети учатся обсуждать идеи, планировать действия и делегировать задачи. Проекты могут быть как образовательными, так и творческими, например, создание постера или моделирование конструкции из различных материалов.

Интерактивные задания. Задания, предполагающие взаимодействие через обмен мнениями, такие как обсуждение вопросов или решение проблем в группе, способствуют развитию навыков слушания, аргументации и обоснования своей точки зрения.

Совместное чтение и обсуждение. Чтение книг или коротких текстов в группе с последующим обсуждением помогает учащимся развивать навыки понимания и интерпретации прочитанного, а также выражения своих мыслей по содержанию текста.

Работа в парах. Работа в парах позволяет более интерактивно взаимодействовать, что особенно полезно для детей с ОВЗ, которым может быть сложно сразу включиться в групповую работу. Постепенное расширение общения от пары до малой группы помогает ребёнку адаптироваться.

Роль учителя в развитии коммуникативных навыков

Учитель играет ключевую роль в развитии коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Он не только организует процесс, но и поддерживает положительный настрой в группе, помогая каждому ребенку найти своё место и роль в коллективе. Основные задачи учителя включают:

Создание комфортных условий для общения. Учителю необходимо обеспечить такую атмосферу на уроке, где все дети чувствуют себя уверенно и готовы активно участвовать в деятельности.

Моделирование ситуаций общения. Важно предоставлять детям возможность участвовать в различных коммуникативных ситуациях — от простых диалогов до более сложных дискуссий или групповых обсуждений.

Постоянное поощрение и поддержка. Учитель должен хвалить детей за любые успехи в коммуникации, подбадривать их в случае трудностей и помогать преодолевать барьеры.

Практические примеры упражнений для групповой работы

Для успешной организации групповой деятельности с целью развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ можно использовать следующие упражнения:

Игра "Круговорот слов". Участники садятся в круг и по очереди называют слова, связанные с определённой темой. Это помогает детям развивать словарный запас и учит слушать других участников.

Групповая мозговая атака. Ученики в группе предлагают идеи для решения конкретной задачи или вопроса. После этого идеи обсуждаются и выбирается наилучшее решение. Такое задание развивает критическое мышление и умение работать в команде.

Создание коллективного рисунка. Дети работают над одним рисунком, по очереди добавляя свои элементы. Это упражнение учит уважать идеи других участников и развивает способность договариваться.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ — это важная задача в условиях инклюзивного образования. Групповая деятельность предоставляет широкие возможности для создания условий, способствующих активному взаимодействию и развитию навыков общения. Учителю следует использовать разнообразные методы и подходы, ориентируясь на особенности каждого ученика, чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным и интересным для всех участников.

 

Список литературы

Азарова Майя Борисовна Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-inklyuzivnom-obrazovanii

Гончарова Елена Юрьевна Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством интерактивных технологий //

Современное педагогическое образование.

2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-ovz-posredstvom-interaktivnyh-tehnologiy

Сырвачева

Лариса Анатольевна,

Мерущенко

Светлана Сергеевна Коммуникативные навыки у детей с ОВЗ и возможности их формирования посредством альтернативной коммуникации // The

Newman

in

Foreign

policy

.

2017. №37 (81).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-navyki-u-detey-s-ovz-i-vozmozhnosti-ih-formirovaniya-posredstvom-alternativnoy-kommunikatsii

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×