Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста | Артюхова Светлана Викторовна. Работа №350756
Аннотация: Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — важнейшая составляющая их общего психологического и социального становления. В этом возрасте дети начинают активно осваивать язык, развивают способность к взаимодействию с окружающими людьми, учатся понимать и выражать свои эмоции, выстраивать межличностные отношения. Формирование коммуникативных умений в детском саду оказывает влияние не только на успешность социальной адаптации ребенка, но и на его дальнейшее развитие в школьные годы. Статья рассматривает ключевые аспекты развития коммуникативных навыков у детей, включает практические рекомендации для воспитателей и примеры работы с детьми дошкольного возраста, направленные на улучшение их коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, дети дошкольного возраста, развитие речи, социальные навыки, воспитание, взаимодействие, игровая деятельность, эмоциональный интеллект.
Артюхова Светлана Викторовна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 14 Берёзка г. Ханты-Мансийск
Аннотация: Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — важнейшая составляющая их общего психологического и социального становления. В этом возрасте дети начинают активно осваивать язык, развивают способность к взаимодействию с окружающими людьми, учатся понимать и выражать свои эмоции, выстраивать межличностные отношения. Формирование коммуникативных умений в детском саду оказывает влияние не только на успешность социальной адаптации ребенка, но и на его дальнейшее развитие в школьные годы. Статья рассматривает ключевые аспекты развития коммуникативных навыков у детей, включает практические рекомендации для воспитателей и примеры работы с детьми дошкольного возраста, направленные на улучшение их коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, дети дошкольного возраста, развитие речи, социальные навыки, воспитание, взаимодействие, игровая деятельность, эмоциональный интеллект.
Коммуникация является основой человеческого существования, и ее развитие в дошкольном возрасте имеет особое значение для формирования социальной и личностной зрелости ребенка. На протяжении первых лет жизни ребенок учится взаимодействовать с миром, понимать язык, передавать свои мысли и чувства другим людям. В дошкольном возрасте дети начинают активно развивать свои коммуникативные способности, и роль воспитателя в этом процессе крайне важна.
Дошкольный возраст — это период, когда у ребенка происходит интенсивное освоение речи, формируются навыки общения, а также развивается способность к восприятию и интерпретации эмоций. Коммуникативные способности включают не только вербальное общение, но и невербальные формы взаимодействия — жесты, мимику, интонации. В этот период дети начинают осознавать себя как личность и начинают взаимодействовать с окружающими на более высоком уровне. Это важнейший этап в их социальной и эмоциональной адаптации.
Развитие коммуникативных навыков начинается с раннего возраста, и одним из самых важных факторов в этом процессе является общение с взрослыми. Взрослый, в том числе воспитатель, становится для ребенка моделью поведения в общении. Очень важно, чтобы взрослые создавали для детей такие условия, при которых они могли бы не только научиться говорить, но и научиться слушать и понимать других. Поэтому создание коммуникативной среды в детском саду должно быть направлено на то, чтобы дети не только развивали речь, но и учились правильно реагировать на слова и действия других людей.
Одним из главных аспектов формирования коммуникативных навыков является развитие речи. У дошкольников на этом этапе происходит активный процесс освоения словарного запаса, грамматических структур, расширение понимания значений слов и фраз. Однако развитие речи не ограничивается только обучением детей словам и правилам грамматики. Очень важно развивать у детей умение выражать свои мысли и чувства, а также понимать чужие.
Хорошим методом развития коммуникативных навыков у детей является использование различных видов игр, в том числе ролевых. Ролевые игры дают ребенку возможность примерять на себя различные социальные роли, учат взаимодействовать с окружающими и понимать их чувства. В ходе таких игр дети учат друг друга, учатся обсуждать, договариваться и разрешать конфликты. Например, игра в магазин или в семью помогает детям осваивать речевые шаблоны, учиться работать в команде, а также развивать эмпатию — способность ставить себя на место другого человека.
Также важным аспектом является развитие эмоционального интеллекта ребенка, что в свою очередь способствует улучшению его коммуникативных навыков. Эмоциональный интеллект — это способность понимать, управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Дети дошкольного возраста находятся в стадии активного обучения своим эмоциям, и чем раньше они научатся распознавать и правильно интерпретировать свои чувства и чувства окружающих, тем легче им будет взаимодействовать с людьми в дальнейшем.
Очень полезными для развития коммуникативных навыков являются такие виды деятельности, как чтение книг, рассказывание сказок, выполнение творческих заданий. Чтение с детьми, обсуждение прочитанного, рассказывание собственных историй развивает у детей не только словарный запас, но и умение вести диалог, а также учит их выражать свои мысли и чувства словами. Важным элементом в обучении является умение слушать собеседника. Этому следует уделять особое внимание, поскольку в дошкольном возрасте дети часто сосредоточены на себе и своих переживаниях, и важно учить их воспринимать чужую точку зрения.
Однако процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста не ограничивается только речевой стороной. Невербальная коммуникация играет не менее важную роль. Мимика, жесты, позы — все это является частью общения. Развитие этих навыков требует внимательности и терпения со стороны воспитателя. Дети должны понимать, что помимо слов есть еще много способов выражения эмоций и отношений, и они учат это через наблюдение и подражание. Важно помнить, что в этом возрасте дети особенно восприимчивы к эмоциональной реакции окружающих, поэтому воспитатель должен подавать им правильный пример.
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием их социальной адаптации. В коллективе детского сада ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, строить отношения на основе взаимопонимания и уважения. Важно, чтобы воспитатель в процессе общения с детьми создавал атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Например, при организации совместных игр или заданий важно поощрять детей к взаимной поддержке, учить их понимать чужие желания и потребности, а также решать конфликты мирным путем.
Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативных навыков является создание ситуаций для общения в группе. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, обмениваясь мнениями, решая проблемы сообща. В таких ситуациях они развивают навыки сотрудничества, учат друг друга работать в команде. Важно, чтобы воспитатель поддерживал в группе атмосферу уважения и открытости, чтобы дети могли свободно выражать свои мысли и чувства, не опасаясь осуждения.
На практике процесс развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста включает в себя не только игровые и творческие задания, но и повседневное общение. Например, можно предложить детям вместе устроить "праздник", на котором каждый ребенок может предложить свои идеи, высказать пожелания и принять участие в обсуждении. Это помогает детям учиться вести диалог, слышать и слушать друг друга, а также учитывать мнения других людей. Такие активности стимулируют развитие не только коммуникативных навыков, но и социального взаимодействия в целом.
Задача воспитателя — не только обучать детей речи, но и формировать у них навыки межличностного общения, умение вести диалог и сотрудничать с окружающими. Важно создать условия, в которых каждый ребенок сможет проявить свою индивидуальность, но при этом научиться уважать других, слышать и понимать их. Через игру, творческую деятельность и взаимодействие в группе дети учат друг друга быть внимательными, заботливыми и толерантными, что в дальнейшем поможет им успешно адаптироваться в школьной и социальной жизни.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — это не только процесс обучения речи, но и комплексный процесс формирования социальных, эмоциональных и когнитивных способностей. Работа воспитателя по созданию благоприятной коммуникативной среды и организации деятельности, направленной на развитие этих навыков, имеет решающее значение для успешной социальной адаптации детей и их будущего развития.
Список литературы
Бичева И.Б., Нарядчикова А.А., Бочкарева Ю.Ю. Коммуникативные умения и особенности их формирования у дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-umeniya-i-osobennosti-ih-formirovaniya-u-doshkolnikov
Привалова С.Е. Результаты исследования сформированности коммуникативных умений у дошкольников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №8-1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-issledovaniya-sformirovannosti-kommunikativnyh-umeniy-u-doshkolnikov
Привалова С.Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-period-doshkolnogo-detstva