Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ через коррекционно-развивающие игры | Тесленко Юлия Владимировна. Работа №345853
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через использование коррекционно-развивающих игр. Подчеркивается важность применения игровых методов для стимулирования речевой активности, социальной адаптации и эмоциональной коммуникации у детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, дошкольники, ОВЗ, коррекционно-развивающие игры, игровая терапия, речевая активность, социальная адаптация.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Тесленко Юлия Владимировна, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 2001, г. Москва
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через использование коррекционно-развивающих игр. Подчеркивается важность применения игровых методов для стимулирования речевой активности, социальной адаптации и эмоциональной коммуникации у детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, дошкольники, ОВЗ, коррекционно-развивающие игры, игровая терапия, речевая активность, социальная адаптация.
Коммуникативные навыки — это важная часть общего развития дошкольников, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые могут испытывать трудности в общении. Развитие этих навыков требует специальных подходов, основанных на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Одним из наиболее эффективных методов, помогающих улучшить коммуникативные навыки у дошкольников с ОВЗ, являются коррекционно-развивающие игры. Эти игры позволяют детям развивать речь, общение, умение выражать свои мысли и чувства, а также способствуют социализации.
Для детей с ОВЗ, таких как дети с нарушениями слуха, речи или двигательной активности, коммуникативные навыки могут быть затруднены в силу различных причин, связанных с их физиологическими или психологическими особенностями. Например, дети с нарушениями речи могут испытывать трудности в формулировке предложений, выборе слов или произношении. В этом случае коррекционно-развивающие игры, ориентированные на развитие речевых навыков, играют ключевую роль в преодолении этих трудностей. Игры, которые включают речевые упражнения, диалоги, повторение слов и фраз, помогают детям развивать правильную артикуляцию и формировать уверенность в общении с другими.
Одной из эффективных игровых методик является дидактическая игра, направленная на стимулирование речевой активности и понимание инструкций. В процессе таких игр дети учатся выполнять задания по команде, повторять слова или фразы, а также взаимодействовать со сверстниками. Например, игры на тему «Назови предмет», «Повтори за мной» или «Кто где живёт?» помогают детям расширять словарный запас, развивать фонематическое восприятие и учиться строить простые предложения. Такие игры способствуют развитию речевой активности, формированию умения выражать свои мысли и улучшению взаимодействия с окружающими.
Ролевые игры также являются важным инструментом для развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ. В таких играх дети разыгрывают сцены из реальной жизни, примеряя на себя различные роли. Например, они могут играть в «магазин», «больницу» или «семью», где им приходится вступать в диалоги, задавать вопросы и отвечать на них. В процессе таких игр дети учатся использовать речь для выполнения конкретных задач, таких как покупка товаров, лечение пациента или общение с членами семьи. Это помогает развивать навыки общения, улучшает понимание социального взаимодействия и помогает детям освоить повседневные ситуации, которые они могут встретить в жизни.
Для детей с ОВЗ, которые испытывают трудности в выражении эмоций и их восприятии, важно использовать игры, направленные на развитие эмоциональной коммуникации. Такие игры помогают детям учиться выражать свои чувства и распознавать эмоции других. Примером может служить игра «Угадай эмоцию», где дети должны по выражению лица или по мимике педагога определить, что тот чувствует — радость, грусть, удивление или злость. Эта игра помогает детям научиться понимать эмоциональные состояния других людей и развивать способность к эмпатии, что является важной составляющей коммуникативных навыков.
Групповые игры играют ключевую роль в развитии коммуникативных навыков, так как они учат детей взаимодействовать друг с другом. В процессе таких игр дошкольники учатся ждать своей очереди, слушать других участников и уважать их мнение. Это помогает формировать навыки коллективной работы и учит детей основам общения в группе. Например, игра «Построимся по росту» требует от детей обсуждения и принятия решений совместно, что развивает навыки коллективного взаимодействия и укрепляет их коммуникативные способности.
Также важно упомянуть игры с использованием невербальных средств общения, которые особенно полезны для детей с нарушениями речи. Игры с использованием жестов, мимики и символов помогают детям лучше понимать и выражать свои мысли, когда они не могут сделать это с помощью слов. Например, игры с карточками, на которых изображены различные предметы или действия, помогают детям выстраивать коммуникацию на уровне символов. Это развивает у детей способность к альтернативным формам общения и облегчает их взаимодействие с окружающими.
Для достижения наилучших результатов в развитии коммуникативных навыков важно, чтобы коррекционно-развивающие игры были индивидуализированы, то есть адаптированы под особенности каждого ребёнка. Педагог-психолог должен внимательно наблюдать за процессом игры и корректировать задания в зависимости от уровня развития коммуникативных навыков ребёнка. Например, для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями можно предложить более простые игры, основанные на невербальных коммуникациях, в то время как дети с лёгкими нарушениями могут выполнять более сложные задания, требующие построения диалогов и ведения бесед.
Поддержка родителей также играет важную роль в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ. Педагог-психолог может проводить консультации с родителями, объясняя им важность игрового общения и предлагая домашние игры, которые помогут ребёнку развивать свои навыки вне детского сада. Вовлечение родителей в этот процесс усиливает эффект коррекционно-развивающих игр и создаёт комфортные условия для ребёнка как дома, так и в образовательном учреждении.
В заключение, коррекционно-развивающие игры являются важным инструментом в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ. Эти игры помогают детям улучшать речь, развивать эмоциональную коммуникацию, учиться взаимодействовать с другими и адаптироваться к окружающему миру. Педагог-психолог играет ключевую роль в выборе и адаптации игр под потребности каждого ребёнка, создавая условия для успешного развития его коммуникативных способностей.
Список литературы
1. Азарова М. Б. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2018. №3.
2. Горшкова, Т. В. Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность / Т. В. Горшкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 783-785.