Развитие коммуникативных навыков у учащихся | Абдуллина Альбина Нагимовна. Работа №330051
Основная задача современной школы - формирование личности, способной адаптироваться к разным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. Будущее нашей страны определяется в первую очередь уровнем обучения, воспитания, духовно- нравственного развития, гражданского становления, социальной активности подрастающего поколения. Школьный возраст – важный период становления личности. Для того чтобы стать личностью, ребенок проходит необходимый для этого путь усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, умений, привычек, традиций, норм, знаний. Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации.
Сведения об авторе
Абдуллина Альбина Нагимовна ,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№ 2 им .А.И.Исаевой
Введение
Основная задача современной школы - формирование личности, способной адаптироваться к разным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. Именно поэтому значимость школы трудно переоценить: будущее нашей страны определяется в первую очередь уровнем обучения, воспитания, духовно- нравственного развития, гражданского становления, социальной активности подрастающего поколения. Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы участвовать в производительной деятельности, усвоили социальные роли, через которые имели возможность проявить себя, стать законопослушными гражданами – все это составляет содержание процесса социализации личности. Школьный возраст – важный период становления личности. Для того чтобы стать личностью, ребенок проходит необходимый для этого путь усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, умений, привычек, традиций, норм, знаний. Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации.
Актуальность .
В наш современный век именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, способствует социализации личности, что особенно важно для информационного общества; учит современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения. Общество,с одной сторонытребует обеспечить самоопределение личности, создать условия для ее самореализации: развитие гражданского общества, укрепление правового государства.С другой стороны, общество востребует определенный тип личности, обладающий качествами, необходимыми для жизни: умением приспосабливаться к изменениям; гибкостью; способностью работать больше, чем в одной профессии; любознательностью; способностью сохранять самообладание в условиях неопределенности; умением накапливать опыт в нескольких областях; способностью к созиданию и творчеству.
Таким образом, существуют противоречия:- между потребностями общества и государства и возможностями личности, и между потребностями личности и возможностями общества и государства.
В нашей школе много времени уделяется гражданско-правовому образованию и воспитанию. В центре внимания всего педагогическогоколлектива- проблема социализации личности каждого ребенка. Под постоянным контролем администрации и социального педагога-психолога находится уровень обучаемости и обученности школьников. Многие учителя работают, руководствуясь принципами развивающего обучения. В силу этого обобщение моего педагогического опыта является актуальным. Его применение возможно не только учителями обществоведческого цикла. Технология опыта может быть использована как опытными, так и молодыми учителями, а также в классах разного уровня обучаемости и обученности.
Основная идея, теоретическая база
В основе опыта – развитие коммуникативной культуры в целях социализации учащихся.
Основу коммуникативной культуры составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у учащихся общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:
коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
Серьезные препятствия во взаимодействии создают:
невыразительная речь;
дефекты речи ;
необщительность;
замкнутость;
погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).
Дети разного возраста, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
Одними из необходимых требований для этого являются гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности.
Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории и обществознания?
Речь идет о формировании учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:
вдумчивогочтения:анализ текста, умение найти нужную информацию, составление плана по тексту, умение составлять вопросы по тексту;
устного диалога: задавать вопросы собеседнику, участвовать в беседе, делова игра, проекты, презентации;
письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения- интервью и т.д.;
групповая работа на уроках требует от ученика умения участвоватьв дискуссии:спорить, отстаивая свою точку;
монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.;
грамотногописьма: составление конспекта текста, таблиц, написание статей, эссе, сочинения.
На уроках истории учащиеся должны научиться давать устную и письменную характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. На уроках истории, изучая Эпоху Петра I работаем с документами Историки о Петре 1, Указ о единонаследии от 23 марта 1714 года. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит детей мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В современных учебных пособиях и дополнительной учебной литературе содержится много текстовых документов, помогающих школьникам легче усвоить учебный материал. В ходе беседы по этим документам стараюсь добиваться от учеников аргументированных, развёрнутых рассуждений и логичных выводов.
Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использоватьгрупповые формы работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. На уроках обществознания решаем задачи по отраслям уголовного, гражданского, административного, трудового, семейного права. Учащиеся высказывают своё мнение, опираясь на нормы права, Конституцию РФ.
Практикую в качестве домашней работы мини – сочинения, цель которых от лица исторических персонажей осветить какое-либо событие. Особенно актуально данное задание в 11 –х классах для подготовки к ЕГЭ. Провожу “мозговые штурмы”, “исторические суды”, дискуссии, деловые игры, Особо хочется выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям.
Важным условием эффективности учебной дискуссии является предварительная подготовка к ней учащихся, которая заключается в накоплении ими необходимых знаний. Без знаний дискуссия становится бессодержательной, а без умения правильно выражать мысли, убедить других она будет непривлекательной и запутанной. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, чётко и однозначно формулировать вопросы, аргументировать ответ.
Дискуссии обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его усвоению и закреплению. Учителя они информируют о системе знаний учащихся, особенностях их мышления, подсказывают направления дальнейшей работы. Неоценимо и воспитательное значение учебной дискуссии. Ее элементы можно применять на уроках с 5-6 класса, а в полном объёме использовать в работе со старшеклассниками.
Новизна опыта
Новизна данного педагогического опыта заключается в попытке наиболее полной реализации возможностей сочетания различных компонентов образовательного процесса. Исходя из выше изложенного, считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем.
1. Объединение в единый комплекс целей, методов, средств обучения для осуществления личностно – ориентированного подхода в преподавании истории и других обществоведческих дисциплин.
2. Создание познавательной атмосферыс целью переориентации сознания учащихся на то, чтобы учение из каждодневной принудительной обязанности превращалось для них в часть общего знакомства с окружающим миром, что является составляющей частью социализации личности.
3.Системный анализ содержанияучебного предмета, что позволяет оперативно подобрать оптимальную технологию обучения для любого урока.
4. Разработкановых технологийразвивающего обучения.
5. Достижениевысокого уровня обобщенияисторического материала путем его систематизации с помощью составления таблиц, схем и т. д.
6.Модернизация урока. Предпочтение отдается его нетрадиционным формам.
7.Адаптацияметодов, приемов,видов деятельностиучителя и учащегося длядифференцированногообучения.
8.Комплексноеприменение коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся.
Эффективность проделанной учителем работы по развитию коммуникативных навыков школьников на уроках истории и обществознания выражается в следующих результатах:
- в развитии живого познавательного интереса к предметам
-в стабильности качества знаний по истории и обществознанию (в обучаемых учителем классах);
- в развитии коммуникативной компетенции учащихся.
Цель реализации ведущей педагогической идеи:- это социализация учащихся к 9-му или 11-му классу для вхождения его в новый социум. Социальный заказ общества - это личность,
- интегрированная в социальную среду;
- владеющая умениями и навыками практической и теоретической деятельности;
- усвоившая опыт опыта общественной жизни и общественных отношений;
- умеющая жить совместно с другими и эффективно взаимодействовать друг с другом;
-освоившая культуру человеческих отношений, определенные социальные нормы, роли, функции;
- овладевшая умениями и навыками, необходимыми для их успешной реализации;
-овладевшая социальным опытом сферы собственного общения и деятельности;
- обладающая самосознанием и активной гражданской позицией.
Цель осуществляется через преодоление противоречий:
1.Обществу и государствунужна такая личность, которая использует основные формы и средства общения в различных коллективах на основе нравственных норм и идеалов. Однако, у человека не всегда сформированы коммуникативные навыки, ему трудно бывает сделать нравственный выбор, что и ведет к конфликтам.
2.От человекатребуется умение ориентироваться в таких формах теоретического познания, как научное правовое, эстетическое, этическое и других, составляющих основу научного мировоззрения. Знаний человека, особенно молодого часто недостаточно. Возникает разрыв между познавательными силами учащегося и увеличивающимся потоком информации.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
1. Формировать гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
2. С ориентации на предмет переходить к ориентации на ребенка, на формирование социальной направленности его личности.
3. Стимулировать познавательную активность учащихся. Необходимо не просто развивать ум ребенка, надо приобщить последнего к интеллектуальному труду; воспитывать человека, способного самостоятельно добывать знания.
4.Формировать систему нравственных ценностей учащегося, ответственность и чувство долга.
5.Обеспечить расцвет творческих возможностей учащихся, развить их способности к самореализации.
6. Формировать научное мировоззрение, целостную картину окружающего мира, чтобы было легче к нему приспособиться.
7 . Для того чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно войти во взрослый мир, необходимо формировать у него коммуникативную компетентность.
Технология опыта
Опыт моей практической деятельности опирается и на технологию проблемного обучения, который применим как в среднем звене. Считаю обоснованными применение на своих уроках разных активных методов (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод) и форм организации работы: проблемное изложение, беседа, работа в группах, парах и т.д.(в средней школе), дискуссия, семинар, дебаты, решение проблемных ситуаций ( в старших классах) лабораторные работы (здесь происходит анализ исторических источников, одного или нескольких, в зависимости от возраста учащихся), ролевые игры (используются при рассмотрении исторических ситуаций, событий, в которых ярко проявились разные интересы, позиции). Данные формы позволяют вовлечь ученика в активное обсуждение, высказывание своей точки зрения, развивают мышления, повышают познавательный интерес, формируют гражданственность и патриотизм. Сталкиваясь с трудностью, ученики убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Работа, которая требует постоянного напряжения – интересна. Но трудность учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает. Необходимо так сформулировать вопрос, чтобы он вызвал затруднения у учеников, сделать его проблемным. Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме “СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” даю задания проблемного характера: “В чем источники победы советского народа в Великой Отечественной войне?. При изучении тем правового характера учащиеся самостоятельно решают ряд правовых ситуаций, в которых могут оказаться сами или их знакомые. Дети выбирают ту область, которая им больше нравится и с которой они могут справиться. Например. Трудовое право. Гладковой Екатерине, 17 лет, работавшей, на кондитерской фабрике начальник смены приказал выйти в ночную смену. Екатерина отказалась. Начальник смены объявил Екатерине выговор. -Правильно ли поступил начальник смены? -Какие действия должна предпринять Екатерина? Особое внимание уделяю правам ребенка, которые закреплены в Семейном кодексе РФ и в Гражданском кодексе РФ. Учу распознавать свои права и воспитываю у учащихся осознанное отношение к правам, данным им государством. В случае необходимости подростки должны знать куда им и их родителям нужно обратиться для осуществления защиты своих прав. В своей работе я использую картины, опорные схемы, таблицы. Работа по составлению таблиц учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. Применяю прием составления кластеров. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой - либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует лучи в разные стороны. Например, на уроке обществознания в 9 классе при изучении темы Типы политических режимов, прошу учащихся перечислить известные им типы режимов, изобразив это схемой. Кластер способствует развитию у учащихся системного мышления, умения рассматривать объект в целостности связей и характеристик.
Чтобы добиться динамики развития коммуникативных способностей учащихся, я в полной мере использую модернизированные игры из своего детского опыта, методические разработки других учителей истории и обществознания, появляющиеся в периодических изданиях, а также те игры, которые я придумываю сама в соответствии с изучаемой темой .
Итак, мы видим, что использование современных технологий дает большие возможности для формирования коммуникативной компетентности у школьников.
В процессе данной работы были раскрыты секреты общения. Всё это направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, на развитие умения пойти на компромисс в нужной ситуации. Это все поможет овладеть средствами коммуникации. Проблема, освещенная в данном опыте, является актуальной для современности. У детей постепенно вырабатывается объективная самооценка, происходят значительные изменения в развитии познавательных интересов, формируется логическое мышление и, в конечном итоге, развитие коммуникативных способностей решает проблему адаптации в обществе.
.
Результативность опыта
Своими результатами считаю достижения учащихся в предметных, интеллектуальных и дистанционных олимпиадах муниципального, и российского уровня:
Задача современного учителя истории и обществознания в настоящее время – не преподносить знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя.
Компоненты методики социализации:
1. Структурные элементы учебного занятия.
2. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность исторического и обществоведческого содержания.
3. Особенности становления и развития межличностного общения.
4. Сотрудничество с учреждениями окружающего социума.
Литература:
1. Государственный стандарт образования .
2 .А.А. Бодалев Психология общения, М., 2016
3. Н.В. Калинина Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения, Ульяновск, 2004
4. Е.А.Сорокоумова Уроки общения в школе, М, 2007
5.Петровская Л.А. Компетентность в общении. –М., Изд-во МГУ, 1989г.-216с.
6.Байжасарова Г.С. Развитие компетенций как элементов жизненных навыков. Открытая школа, 2005г.,№3.