Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие коммуникативных навыков учащихся через диалоги и дискуссии на уроках литературы | Хара Ольга Михайловна. Работа №343626

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков учащихся средней школы через диалогические формы работы на уроках литературы. Основное внимание уделяется значению диалогов и дискуссий в формировании устойчивых речевых умений, критического мышления и способности к аргументированию. Рассматриваются методы и приемы, способствующие активному вовлечению учащихся в обсуждение литературных произведений, а также практические рекомендации для учителей. Подчеркивается важность создания комфортной атмосферы для свободного обмена мнениями и идеями.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, диалоги, дискуссии, уроки литературы, развитие речи, критическое мышление, аргументация, школьное образование.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГИ И ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Хара Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ "Гранитненская школа Тельмановского муниципального округа", ДНР

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков учащихся средней школы через диалогические формы работы на уроках литературы. Основное внимание уделяется значению диалогов и дискуссий в формировании устойчивых речевых умений, критического мышления и способности к аргументированию. Рассматриваются методы и приемы, способствующие активному вовлечению учащихся в обсуждение литературных произведений, а также практические рекомендации для учителей. Подчеркивается важность создания комфортной атмосферы для свободного обмена мнениями и идеями.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, диалоги, дискуссии, уроки литературы, развитие речи, критическое мышление, аргументация, школьное образование.

Современное образование требует от учащихся не только усвоения знаний, но и активного участия в их обсуждении и интерпретации. Особую роль в этом процессе играет литература, которая предоставляет богатый материал для анализа, критического осмысления и обмена мнениями. Коммуникативные навыки, включая умение вести диалог и участвовать в дискуссиях, становятся особенно важными в условиях постоянно меняющегося мира, где эффективно обмениваться идеями и делиться мнением становится необходимостью.

Цель данной статьи — рассмотреть, как диалогические формы работы на уроках литературы могут способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

Коммуникативные навыки включают в себя различные аспекты: умение слушать, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и взаимодействовать с партнерами по общению. Чаще всего эти навыки формируются в процессе общения, поэтому уроки литературы, ставящие акцент на анализ произведений и обсуждения, являются идеальной площадкой для их развития.

Зачем нужны диалоги и дискуссии? Диалоги и дискуссии не только активизируют внимание учащихся, но и способствуют:

Развитию критического мышления: Учащиеся учатся оценивать аргументы, анализировать позиции, критически относиться к представленным мнениям.

Формированию эмоционального интеллекта: Понимание различных точек зрения помогает развивать эмпатию и способность к сопереживанию.

Улучшению навыков работы в группе: Участие в дискуссиях способствует освоению таких навыков, как сотрудничество, уважение к другому мнению и умение находить компромиссы.

Первым шагом в подготовке к дискуссии является создание атмосферы доверия и уважения. Важно установить правила, по которым каждый участник будет чувствовать себя комфортно и защищенно. Например, следует оговорить, что:

Каждый имеет право на свое мнение.

Критика должна быть конструктивной, а не личной.

Все участники обязаны активно слушать друг друга.

Использование открытых вопросов

Открытые вопросы способствуют более активному восприятию информации и углубленному анализу текстов. Вместо простых вопросов, требующих краткого ответа, лучше задавать вопросы, предполагающие рассуждение.

Ролевые игры могут стать увлекательным инструментом для практики коммуникации. Учащиеся могут разыграть сцены из произведений или представить, что они – персонажи книги, с которыми можно вести диалог. Это помогает глубже понять мотивацию и эмоциональное состояние героев.

Дискуссии в малых группах позволяют всем учащимся участвовать в обсуждении и более активно формулировать свои мысли. Следует разделить класс на небольшие группы и распределить роли, чтобы каждый мог высказать свое мнение.

Обратная связь играет ключевую роль в развитии навыков. Регулярное обсуждение результатов дискуссий помогает учащимся осознать свои сильные и слабые стороны. Применение методов саморефлексии, например, ответы на вопросы: «Что я узнал нового на уроке? Что было сложно?» — позволят учащимся оценить свой прогресс.

Рассмотрим несколько примеров уроков, которые можно построить на основе описанных выше методов.

Урок по анализу произведения. Тема: «Смысл жизни в литературе».

Вводная часть: обсуждение понятия «смысл жизни».

Чтение отрывков из произведений, в которых ключевые герои сталкиваются с вопросами о смысле жизни (например, «Преступление и наказание» Достоевского, «Как закалялась сталь» Островского).

Диалог на тему: «Как авторы представляют смысл жизни?»

Формирование групп для обсуждения: каждая группа исследует один из отрывков и готовит аргументы.

Урок на основе ролевой игры

Тема: «Второстепенные персонажи и их роль в сюжете»

Обсуждение роли второстепенных персонажей. Каждый ученик получает роль. Например, кто-то становится персонажем, а кто-то – ведущим.

Ролевые игры с последующим обсуждением: «Как каждый персонаж влияет на главного героя?»

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках литературы — это важная задача, которую можно успешно решить с помощью диалогов и дискуссий. Создание комфортной обстановки, использование открытых вопросов и интерактивных методов, таких как ролевые игры и групповые обсуждения, способствует увлечению учащихся и углубленному осмыслению литературного материала. Такой подход не только обогащает знания учеников, но и формирует у них уверенность в себе и умение выражать свои мысли, что необходимо для успешного взаимодействия в современном обществе.

Список литературы

Евфимовская, А. В. Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности / А. В. Евфимовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 168-170.

Исакова, Ю. В. Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста / Ю. В. Исакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 157-158.

Шомшекова Т.К., Байжанова А. Т. Формирование готовности школьников к учебному диалогу // Наука и образование сегодня. 2018. №12 (35).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×