"Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в процессе театрализованной деятельности" | Новоженова Марина Сергеевна. Работа №364173
Сообщение из опыта работы по теме "Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в процессе театрализованной деятельносьти"
Современный педагог, в условиях образовательного учреждения, сталкивается с тем, что большинство детей приходят в детский сад частично или полностью не говорящими. Попадая в незнакомую среду дошкольной образовательной организации, ребёнок сталкивается с группой незнакомых ему сверстников и педагогов, с которыми он не умеет взаимодействовать и не понимает их. В зависимости от характера ребёнка у него могут возникнуть трудности в процессе адаптации и выстраивания коммуникаций с другими людьми. Одной из приоритетных задач в период младшего дошкольного возраста для педагога является развитие коммуникативных умений детей. А как развить эти способности расскажу в своем сообщении.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №14 «Солнышко»
«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в процессе театрализованной деятельности»
Подготовила: воспитатель высшей кв.кат
Новоженов. М.С.
Ковдор 2025г
Коммуникативное развитие детей
дошкольного возраста –
одно из важнейших направлений
профессиональной деятельности педагога.
Общение является «центральным звеном»
психической жизни человека, и прежде всего, ребенка.
(Выготский Л.С.)
Современный педагог, в условиях образовательного учреждения, сталкивается с тем, что большинство детей приходят в детский сад частично или полностью не говорящими. Попадая в незнакомую среду дошкольной образовательной организации, ребёнок сталкивается с группой незнакомых ему сверстников и педагогов, с которыми он не умеет взаимодействовать и не понимает их. В зависимости от характера ребёнка у него могут возникнуть трудности в процессе адаптации и выстраивания коммуникаций с другими людьми. Одной из приоритетных задач в период младшего дошкольного возраста для педагога является развитие коммуникативных умений детей.
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития социально – коммуникативной сферы детей вышла на новый уровень. Согласно требованиям Стандарта одним из приоритетов образования является социально – коммуникативное развитие ребенка, позволяющее, успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. В Стандарте отмечено, что «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания» (ФГОС, п. 2.6) является основой успешной социализации ребёнка. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми моральных и нравственных ценностей, развитие взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Театрализованная деятельность является важным средством в развитии коммуникативной компетентности.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, развитию способности к сопереживанию, коммуникативных навыков. Для развития коммуникативных качеств детей средствами театрального искусства необходимо решать следующие задачи:
- Развивать социально-коммуникативные и творческие способности детей через театрализованную деятельность;
- Способствовать развитию навыков свободного общения в процессе театрализованной деятельности;
- Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
- Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать не большие отрывки из народных сказок.
Для того чтобы добиться определенных успехов в коммуникативном развитии посредством театрализованной деятельности нужно учитывать возрастные психофизические особенности младших дошкольников такие как:
кратковременность эмоциональных реакций;
непосредственность выражения эмоций;
неустойчивость эмоциональных состояний;
лабильность эмоций;
интенсивность эмоциональных состояний;
низкий уровень способности адекватно воспринимать эмоции других
людей
отсутствие навыков эмоционального самоконтроля и
саморегуляции
эмоциональных состояний.
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если принимают в них самостоятельное участие.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.
Такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно - речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.
Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно в дошкольном возрасте показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Театральная игра хороша и для развития эмоциональной сферы ребенка. Инсценируя знакомый сюжет, он выплескивает эмоции, стараясь как можно выразительнее исполнить свою роль. При этом малыш становится смелее, уверенней в себе, раскрепощается. Театр положительно влияет на детей: активные становятся спокойнее, выдержаннее, а стеснительные учатся взаимодействовать с окружающими на примере театральных героев.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоения роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
В своей работе использую следующие виды театров:
• Настольный (резиновый, деревянный, магнитный)
• Конусный
• Ложечный
• Театр на палочках
• Перчаточный
• Пальчиковый
• Би-ба-бо
• Театр масок
Основные требования к организации театрализованной деятельности
- разнообразие и содержательность тематики;
- ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка , во все формы организации педогагического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально – игровой деятельности;
- взаимодействие детей с взрослыми.
В качестве инструментария использую: показы кукольных спектаклей, дидактические игры, подвижные игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пальчиковые гимнастики, упражнения для релоксации.
Театрализованную деятельность включаю в режимные моменты, во время организации образовательной деятельности (сюрпризный момент), в свободную совместную деятельность ребенка и взрослого, в самостоятельную игровую деятельность.
Театрализация развивает личность ребенка, совершенствует навыки воплощать в игре переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует к развитию коммуникативных способностей -умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения.
Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. Родители оказывают помощь по созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. В установлении взаимодействия с родителями и проявления их заинтересованности использую разнообразные формы работы: беседы, консультации, рекомендации.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.