Развитие коммуникативных способностей | Нуриева Светлана Сергеевна. Работа №310264. Номер работы: №310264
Проблема развития способов коммуникации должна быть важна не только для «особенных» детей, но и для всего подрастающего поколения. Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается, поэтому, помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми – задача родителей и педагогов.
Развитие коммуникативных способностей
у детей дошкольного возраста
Проблема развития способов коммуникации должна быть важна не только для «особенных» детей, но и для всего подрастающего поколения. Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается, поэтому, помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми – задача родителей и педагогов.
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться?
Психологи определяют коммуникативные способности, как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность общения включает в себя:
- желание вступить в контакт с окружающими: «Я хочу»;
- умение организовать общение: «Я умею»;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими: «Я знаю».
Поэтому, мы можем сделать вывод, что способность общаться – это и дар, и то, чему можно научиться.
Трудные дети. Что стоит за этим? Упрямство, капризы? Упрямство от многочисленных запретов: «не смей трогать», «не играй с этим мальчиком», « а ну-ка, сворачивай свои игрушки и живо спать». Они вселяют в ребенка смутную тревогу и неуверенность в себе.
Агрессивность даже поощряется некоторыми родителями. Они внушают, что надо быть сильными, всегда сдавать сдачи в ответ на любую обиду. И приходится объяснять родителям, как важны коммуникативные навыки, умение общаться и устанавливать контакт со сверстниками, умение понимать другого человека, сопереживать. И что нежелание помочь ребенку сейчас приведет к тому, что у него не будет друзей, а агрессивность и пренебрежение перейдет и на них.
В этих трудностей в группе, мы решили создать детский коллектив.
Что такое коллектив? Это любая организованная группа. Группа детей среднего возраста 4-5 лет. Дети предпочитают творческие игры с развернутым сюжетом. Уже появляются свои лидеры и, к сожалению «изолированные», с которыми не желают играть. В играх объединяются уже по 5-6 человек и больше. Закрепляются в играх социальные роли (водитель, продавец, врач, строитель).
Дети в этом возрасте очень чутко воспринимают отношение воспитателя к некоторым детям. Если он кого-то часто хвалит, ставит в пример, то и дети относятся к нему положительно. А того, кого воспитатель наказывает, ругает, оставляют вне своего внимания. В коллективе мы стараемся формировать гуманные отношения (дружбы, уважения к старшим, заботы друг о друге, взаимопомощи).
А для этого нужно создание атмосферы:
Эмоционального комфорта в группе, который выражается в том, что ребенку хочется идти в детский сад, он приходит с хорошим настроением, неохотно уходит из детского сада.
Для этого необходимо:
- встреча ребенка с улыбкой, добрый, ласковый тон;
- помощь в выполнении поручений, в занятиях, в каждом начинании.
2. Воспитание умения сопереживать.
В группе важно объединение детей мероприятиями, которые побуждают не только к добрым, но и к горестным переживаниям:
- способность к состраданию;
- учим жалеть кого-то, помочь чем-то
- делиться своими переживаниями, огорчениями, даже по поводу собственного неважного самочувствия.
Советы М.Монтессори
1. Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений.
2. Не вводить ничего, внушающего страх: ни рассказов, ни наказания.
3. Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных.
4. Не унижать ребенка, не делать за него, а помочь сделать самому.
5. Помоги ребенку стать уверенным в себе.
6. Не торопи. У каждого свои сроки созревания.
Вот что мы стали делать в группе :
- Утром обсуждаем все вместе, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в детский сад, о чем хочется рассказать друзьям.
- Вечером тоже беседуем, подводим итоги: чем понравился сегодняшний день, чему научились за день, кого бы хотелось поблагодарить сегодня.
Также мы стали создавать тексты «благодарения», потому что «благодарность – это богатство, жалоба – нищета».
Несколько текстов благодарения. Их можно придумывать самим или использовать какие-то стихи.
«Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед.
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам и вам и вам»
«День наступает,
Природа оживает.
Солнышко встает-
Нам светло дает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим:
«Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Женечка хороший,
Женечка пригожий
Он вчера друзьям помог,
Помогая, сам промок».
«Обед наступает,
Кто стол накрывает?
Мы вас благодарим
За все, что мы едим.
Спасибо тетям- поварам!
Спасибо тем, кто верит нам!
Наша воспитательница –
Самолучшая питательница!
Она нас не питает,
Она нас вос-пи-тает,
Мы ее не обижаем,
Даже очень о-бо-жаем! (у-ва- жа- ем)»
Какие замечательные слова! Дети учатся выражать благодарность тем, кто заботится о них, любит их.
Проводим в группе терапевтические разговоры. Темы разные. Они интересуют каждого ребенка. Они касаются его самого, его внешности, имени, его мамы, родных, друзей. Вот во время этих разговоров и создаются условия для контактов детей друг с другом, умение слышать другого, говорить по очереди, поддерживать. Дети имеют возможность выразить свое настроение, поделиться наблюдениями, спросить, поспорить.
Используем следующие темы:
1.Моя семья. Мои мама и папа.
Что я умею. Что люблю. Я хороший.
2.Мои дедушка, бабушка.
3. Моя любимая игрушка.
4. Мои друзья. Что интересного было дома?
5. Мои любимые животные.
6. Наша дача. Что растет на даче?
7. Как мне отмечали день рождения.
8. Что я умею делать ? Что я люблю делать? Что я хочу научиться делать?
9. За что взрослые на нас сердятся?
10. Почему я сержусь? Чего я боюсь?
11. Добрые слова. Какие я знаю добрые слова.
12. Давайте говорить друг другу добрые слова.
Используем в своей работе различные игры:
«Встреча» –
дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу, как они утром ш
ли в детский сад (развивает
комм
уникативность
).
«Исследование лица»
–
разбиваются на две
шеренги
, встают лицом друг к другу. Дети одной закрывают глаза, в другой меняются в это время местами и подходят к первой.
Ребята с закрытыми глазами ощупывают лицо, волосы и называют имена (развивает
коммуникативность
, тактильную память).
«Животные»
–
предлагаем изобразить шустрому ребенку
-
медведя, медлительному
–
зайца
, трусливому - тигра.
«Танец под музыку»
–
самого замкнутого ставят в центр круга. Музыка играет, ребенок танцует (развивает веру в себя).
«Марш самооценки»
–
дети идут по кругу, сильно ставя ногу на пол. Воспитатель (четко): «Я чувствую землю под ногами, земля прочная, твердая. Я иду
смело, уверенно». На каждый шаг
при выдохе произносят: хо-хо-хо, затем, ударяя ладонью в грудь
,
на выдохе произносят: я-я-я (уверенность в себе).
«Чтение эмоций»
–
рассматривание фото, иллюстраций.
Вопросы: Что случилось с этим человеком? Что он чувствует? Можно ли ему помочь? Тебе хотелось бы с ним познакомиться?
«Рисование с партнером»
–
по 2 человека садятся за столы. На столе альбомный лист, разделенный на две части вертикальной линией. Каждый ребенок начинает рисовать на стороне партнера.
«Кто быстрее»
–
лист бумаги, на котором нарисованы простые предметы (грибки, мячи), их надо раскрасить в 2-3 цвета
. За столом двое детей. Смогут ли они договориться о том, чтобы один из них закрашивал одним цветом, а другой другим? Или каждый раскрашивает картинку самостоятельно.
Надеемся, что все это поможет нам создать здоровый детский коллектив и создаст условия для эмоционального созревания (сначала – ощущения, чувства, эмоции, затем – слова, мысли).