Развитие коммуникативных умений младших школьников на уроках | Осогосток Таисия Алексеевна. Работа №339212
Аннотация. Статья рассматривает важность развития коммуникативных умений у младших школьников в современном образовании и предлагает использовать технологию развивающего обучения для достижения этой цели. В статье описываются различные эффективные методы развивающего обучения, включая проектную деятельность, деловые игры, интерактивные задания и ролевые игры, а также подчеркивается важность внеурочной деятельности для формирования коммуникативных умений у детей.
Ключевые слова: коммуникативные умения, технология развивающего обучения, внеурочная деятельность, младшие школьники.
Коммуникативные умения играют важную роль в жизни каждого человека, особенно на этапе формирования личности.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТЁМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Осогосток Таисия Алексеевна, учитель начальных классов
Филиал МКОУ «ТСШИ Туринская им. А. Н. Немтушкина» ЧНШ - ДС им. Н. К. Оёгира
Аннотация. Статья рассматривает важность развития коммуникативных умений у младших школьников в современном образовании и предлагает использовать технологию развивающего обучения для достижения этой цели. В статье описываются различные эффективные методы развивающего обучения, включая проектную деятельность, деловые игры, интерактивные задания и ролевые игры, а также подчеркивается важность внеурочной деятельности для формирования коммуникативных умений у детей.
Ключевые слова: коммуникативные умения, технология развивающего обучения, внеурочная деятельность, младшие школьники.
Коммуникативные умения играют важную роль в жизни каждого человека, особенно на этапе формирования личности. Для младших школьников развитие навыков общения и взаимодействия является ключевой задачей, которая может быть успешно решена с помощью современных технологий обучения.
Коммуникативные умения играют важную роль в развитии младших школьников, так как они позволяют детям эффективно общаться, выражать свои мысли и чувства, решать конфликтные ситуации и строить взаимоотношения с окружающими. В современном мире, где информационные технологии играют все более значимую роль, развитие коммуникативных умений становится особенно важным для успешной адаптации ребенка в обществе.
Применение технологии развивающего обучения на уроках и во внеурочной деятельности способствует эффективному формированию коммуникативных навыков у детей. Использование интерактивных учебных игр, онлайн-платформ и коммуникативных приложений позволяет создать среду, где ребенок может практиковать общение, работу в команде, аргументацию своей точки зрения, принятие решений и другие важные навыки.
Технологии развивающего обучения направлены на создание условий для активного участия детей в общении, развитие умения выражать свои мысли, слушать собеседника и строить диалог.
Одной из таких технологий является метод проектной деятельности, который включает в себя работу в группах над конкретным проектом. В процессе выполнения проекта дети вырабатывают навыки сотрудничества, деления обязанностей, обсуждения и презентации результатов работы перед аудиторией.
Еще одной эффективной технологией развивающего обучения в контексте коммуникации является метод деловой игры. Дети в рамках игровой ситуации имитируют реальные коммуникативные ситуации, что позволяет им практиковать умения в реальном времени и обучаться эффективному общению.
Игровые методики играют ключевую роль в развитии коммуникативных навыков у младших школьников как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Технология развивающего обучения успешно внедряется через игровые формы, позволяя детям активно взаимодействовать, вырабатывать навыки общения и улучшать языковую компетенцию. Одной из эффективных методик является использование интерактивных игр, заданий и упражнений, способствующих развитию речевой активности и умению слушать собеседника.
Игровые сценарии, ролевые игры, театрализованные постановки позволяют детям выразить свои мысли, эмоции, попробовать себя в роли разных персонажей, что способствует развитию эмпатии и понимания окружающих. Также игры, направленные на разрешение конфликтов, тренировку умения убеждать и высказывать свое мнение, помогают детям освоить ключевые коммуникативные навыки.
Не менее важным является использование цифровых технологий в игровых методиках. Мультимедийные приложения, онлайн-платформы, интерактивные уроки помогают младшим школьникам расширить словарный запас, обогатить языковые навыки и научиться эффективно общаться с использованием современных технологий. Игровые методики, сочетая в себе эти инновационные подходы, способствуют всестороннему развитию коммуникативных умений у детей, служат стимулом к активной социализации и самовыражению.
Один из ключевых моментов в развитии коммуникативных умений у младших школьников – это использование интерактивных заданий на уроках. Техника развивающего обучения позволяет активно вовлекать детей в учебный процесс, развивая не только знания, но и навыки коммуникации.
На уроках с использованием технологии развивающего обучения можно проводить различные интерактивные задания, например, ролевые игры, обсуждения в группах, коллективное решение проблемных ситуаций. Такие задания способствуют развитию умений слушать собеседника, выражать свое мнение, аргументировать свои решения и сотрудничать с другими.
Роль внеурочной деятельности в формировании коммуникативных умений у детей не следует недооценивать. Этот аспект обучения играет важную роль в развитии навыков общения у младших школьников. Внеурочная деятельность предоставляет детям дополнительные возможности для практики общения, работу в группах, участие в проектах и играх, что способствует расширению и углублению их коммуникативных навыков.
При использовании технологии развивающего обучения на внеурочных занятиях, дети могут быть задействованы в интерактивных образовательных играх, где им необходимо общаться, выражать свои мысли, слушать других участников. Такие игры могут способствовать улучшению умений активного слушания, эмпатии, умении выражать свои мысли четко и понятно.
Кроме того, внеурочная деятельность может включать в себя проведение интерактивных мастер-классов, дебатов, ролевых игр, где дети могут практиковать свои коммуникативные навыки в непринужденной обстановке. Работа в группах над проектами также способствует развитию навыков коллективного общения, сотрудничества и взаимодействия.
В заключение, применение технологии развивающего обучения на уроках и во внеурочной деятельности позволяет создать эффективную систему развития коммуникативных умений у младших школьников. В результате у детей формируется умение строить продуктивное взаимодействие с окружающими, эффективно решать жизненные задачи и достигать успеха в учебе и в общественной жизни.
Список литературы
Барахоева
И.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта // Фундаментальные исследования. 2014. № 8 (Ч. 2). С. 433-437.
Болтуть
Е.В.,
Маркушевская
Е.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в игровой деятельности / сост. Т.Б. Руденко, М.В. Николаева // Твори добро другим во благо: матер. IX
Междунар
. студенческого форума, г. Волгоград,
20-22 мая 2015 г. – М.: Планета, 2015. – 224 с.
Гаврилова В.В. Внеурочная деятельность как условие формирования у младшего школьника коммуникативных УУД/ Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-2 (82). С. 25-27.