Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики: требования обновленных ФГОС СОО | Неверова Ирина Геннадьевна. Работа №364034
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) на уроках математики в контексте обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО). Анализируются основные требования к коммуникативным УУД, их роль в образовательном процессе, а также методические приемы и технологии, способствующие их развитию. Особое внимание уделяется математической коммуникации как средству формирования критического мышления, логической аргументации и способности к сотрудничеству. Приводятся примеры организации учебного взаимодействия, направленного на развитие коммуникативных навыков учащихся.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, ФГОС СОО, математическая коммуникация, учебное сотрудничество, диалог, аргументация.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ТРЕБОВАНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС СОО
Неверова Ирина Геннадьевна, учитель
МБОУ "СОШ № 5 имени М.С. Попова"
Мурманская область
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) на уроках математики в контексте обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО). Анализируются основные требования к коммуникативным УУД, их роль в образовательном процессе, а также методические приемы и технологии, способствующие их развитию. Особое внимание уделяется математической коммуникации как средству формирования критического мышления, логической аргументации и способности к сотрудничеству. Приводятся примеры организации учебного взаимодействия, направленного на развитие коммуникативных навыков учащихся.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, ФГОС СОО, математическая коммуникация, учебное сотрудничество, диалог, аргументация.
Обновленные ФГОС СОО ставят перед школой задачу формирования у обучающихся не только предметных знаний, но и метапредметных умений, среди которых особую роль играют универсальные учебные действия (УУД). Они обеспечивают успешность усвоения содержания образования, формирование функциональной грамотности и социализацию личности. Важное место среди УУД занимают коммуникативные учебные действия, включающие умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, взаимодействовать в процессе совместной деятельности, отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других.
Особенностью преподавания математики является ее формально-логический аппарат, который требует точности в формулировках, ясности в аргументации и последовательности в рассуждениях. Это создает благоприятные условия для развития коммуникативных навыков обучающихся. В связи с этим становится актуальным вопрос: каким образом учитель может целенаправленно развивать КУУД на уроках математики, соответствуя требованиям обновленных ФГОС?
Коммуникативные УУД представляют собой систему умений, обеспечивающих успешное взаимодействие учащихся в образовательном процессе. Согласно обновленным ФГОС, к ним относятся: умение планировать учебное сотрудничество, распределять роли и функции в группе; способность выражать свои мысли устно и письменно, в том числе в математической форме; умение учитывать позицию собеседника, аргументированно отстаивать свою точку зрения; владение навыками ведения дискуссии, анализа и оценки различных точек зрения.
На уроках математики развитие этих навыков происходит в процессе совместного решения задач, обсуждения способов решения, комментирования логики рассуждений и аргументации полученных выводов.
Теоретической основой формирования КУУД выступают идеи культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о ведущей роли общения в обучении и развитии, а также деятельностный подход, согласно которому знание формируется в процессе активной учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве с другими.
Способы и приемы формирования КУУД на уроках математики:
1. Диалогические формы взаимодействия способствуют развитию у учащихся навыков аргументации, критического мышления и умения работать с разными точками зрения. Учитель может использовать: эвристическую беседу, в которой учащиеся совместно ищут пути решения задачи; дискуссию, в ходе которой обсуждаются различные подходы к решению; метод "ученик в роли учителя", когда один ученик объясняет тему или решение задачи другим.
2. Совместное выполнение заданий развивает умение договариваться, учитывать мнение других, планировать и координировать совместную деятельность. Примеры заданий: распределение ролей при решении сложных задач (один формулирует условие, другой ищет способ решения, третий проверяет результат); составление и разбор ошибок в решениях друг друга; работа над проектами (например, исследование математических закономерностей в окружающем мире).
3. Обоснованность и логичность математических рассуждений требуют четкой письменной аргументации. Для развития письменных КУУД полезны задания: написание математических эссе (например, "Почему 0 в математике так важен?"); составление подробных объяснений решений; рецензирование работ одноклассников с конструктивной обратной связью.
Для мониторинга уровня развития коммуникативных УУД могут использоваться: наблюдение за работой учащихся в группе, анализ их взаимодействия; самооценка и взаимооценка коммуникативных умений (анкетирование, рефлексия); использование чек-листов с критериями успешного взаимодействия.
Важно не только фиксировать уровень развития КУУД, но и создавать условия для их дальнейшего совершенствования.
В заключение отметим, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики является важной задачей современного образования, соответствующей требованиям обновленных ФГОС СОО. Эффективность формирования КУУД обеспечивается использованием диалогических форм обучения, групповой работы, письменных математических коммуникаций и методик, направленных на развитие аргументированной речи и сотрудничества. Учителю математики необходимо целенаправленно включать в образовательный процесс задания и формы работы, способствующие формированию навыков общения, аргументации и взаимодействия, что не только повысит уровень обученности учащихся, но и подготовит их к успешной коммуникации в различных сферах жизни.
Список литературы
1. Безусова Т. А, Шестакова Л. Г. Приемы исследовательской деятельности на уроках математики // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №1-2.
2. Деза Е.И. О формировании информационно-математической компетентности учащихся основной школы при обучении математике в рамках внеурочной деятельности / Е.И. Деза, Е.А. Хилюк // Проблемы современного образования. — 2020. — №5. — с. 250-266.
3. Математика. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко; под ред. Л. О. Рословой. – М.: ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, 2022. – 264 с.