Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроке иностранного языка с использованием цифрового ресурса «Я класс" | Евгения Алексеевна Морозова. Работа №352313
Первичная диагностика показала примерно одинаковый уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся 10-х классов до начала эксперимента. Экспериментальный этап исследования заключался во внедрении в учебный процесс обучающихся экспериментальной группы заданий, разработанных на основе цифро- вых ресурсов «ЯКласс» и «УДОБА» и наце- ленных на развитие коммуникативных уме- ний. Задания были разработаны к модулю «Food & Health» и «Holidays» учебно-мето- дического комплекса «Spotlight 10». Обуче- ние в контрольной группе осуществлялось по программе в традиционной форме. С помощью ресурса «ЯКласс» были раз- работаны и внедрены задания, направлен- ные на развитие коммуникативных умений обучающихся. Пример задания представлен на рисунке 1. Задание заключается в определении дей- ствия, которое изображено на картинке. После этого обучающиеся должны рассказать, какой вид деятельности в свободное вре- мя кажется им наиболее интересным, чем бы они хотели заняться и почему. Упраж- нение направлено на активизацию употре- бления изученного лексического материала в речи, а также на развитие навыков монологической речи. Следующее задание ориентировано на развитие умения воспринимать информацию на английском языке на слух, совершенствование навыков рабо- ты с информацией и выделения ключевых фактов, опуская второстепенные сведения, а также отработку пройденной лексики по теме «Holiday» с целью последующего внедрения её в активный лексический за- пас. Задание заключается в выполнении те- ста к прикрепленному аудиотексту.
Следующее задание разработано на основе цифрового ресурса «ЯКласс» и на- правлено на отработку умений ориенти- роваться в письменном тексте, находить необходимую информацию, использовать выборочный перевод для адекватного по- нимания текста, интерпретировать сведе- ния национально-культурного характера. Задание звучит следующим образом: “Are you a bit bored with your nine-to-five rou- tine? Have a look at our exciting range of holidays and decide what type of adventure you’d like”. Обучающимся было предложено про- читать 5 мини-текстов: «Activity holidays». «Polar expeditions», «Cultural journeys», «Trekking tours», «Wildlife holidays», а затем выполнить задание на соотнесение словосочетания с названием текста. Пример за- дания изображен на рисунке 3. После выполнения задания обучающие- ся ответили на вопрос о том, как они пред- почитают отдыхать, какие каникулы им за- помнились и почему. Упражнение развивает умение логически правильно формулиро- вать мысли на английском языке, используя тематический лексический материал. Разработанные на основе образователь- ного онлайн-ресурса «УДОБА» задания направлены на отработку и закрепление лексического материала, введение его в ак- тивный словарный запас, отработку уме- ний монологической и диалогической речи
Обучающимся был предложен лексический список в составе 16 единиц, обозначающих овощи и фрукты, а также буквенная таблица со спрятанными словами, расположенными горизонтально, вертикально и диагонально. В ходе выполнения задания происходило развитие умений чтения на английском языке в нестандартном расположении лексических единиц, развитие аналитико-синтетического мышления. После нахождения всех слов обучающиеся составили с ними диалоги в рамках конкретной ситуации общения: 1. Buying products on the market. 2. Preparing for the guests’ coming. 3. Going to a cafe with a friend. 4. Conversation with a supermarket con- sultant. Совершенствованию умений монологи- ческой речи способствовало задание: «De- scribe the photo and name the products you see in the picture. What kind of dish can be prepared with used products»? Обучающиеся описы- вали блюда, которые можно приготовить из изображенных на картинке продуктов. Важной особенностью цифрового об- разовательного ресурса «УДОБА» является возможность создавать упражнения на от- работку продуктивных видов речевой дея- тельности – говорения и письма – посред- ством специальных шаблонов «Назови сло- ва» и «Эссе», «Диктант». В рамках исследо- вания были созданы задания, развивающие умения устной и письменной речи. Пример задания изображен на рисунке 5. Следующее задание заключалось в про- смотре видеосюжета и последующем со- ставлении диалогов в паре по содержанию просмотренного фрагмента.
Первичная диагностика показала примерно одинаковый уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся 10-х классов до начала эксперимента. Экспериментальный этап исследования заключался во внедрении в учебный процесс обучающихся экспериментальной группы заданий, разработанных на основе цифро- вых ресурсов «ЯКласс» и «УДОБА» и наце- ленных на развитие коммуникативных уме- ний. Задания были разработаны к модулю «Food & Health» и «Holidays» учебно-мето- дического комплекса «Spotlight 10». Обуче- ние в контрольной группе осуществлялось по программе в традиционной форме. С помощью ресурса «ЯКласс» были раз- работаны и внедрены задания, направлен- ные на развитие коммуникативных умений обучающихся. Пример задания представлен на рисунке 1. Задание заключается в определении дей- ствия, которое изображено на картинке. После этого обучающиеся должны рассказать, какой вид деятельности в свободное вре- мя кажется им наиболее интересным, чем бы они хотели заняться и почему. Упраж- нение направлено на активизацию употре- бления изученного лексического материала в речи, а также на развитие навыков монологической речи. Следующее задание ориентировано на развитие умения воспринимать информацию на английском языке на слух, совершенствование навыков рабо- ты с информацией и выделения ключевых фактов, опуская второстепенные сведения, а также отработку пройденной лексики по теме «Holiday» с целью последующего внедрения её в активный лексический за- пас. Задание заключается в выполнении те- ста к прикрепленному аудиотексту.
Следующее задание разработано на основе цифрового ресурса «ЯКласс» и на- правлено на отработку умений ориенти- роваться в письменном тексте, находить необходимую информацию, использовать выборочный перевод для адекватного по- нимания текста, интерпретировать сведе- ния национально-культурного характера. Задание звучит следующим образом: “Are you a bit bored with your nine-to-five rou- tine? Have a look at our exciting range of holidays and decide what type of adventure you’d like”. Обучающимся было предложено про- читать 5 мини-текстов: «Activity holidays». «Polar expeditions», «Cultural journeys», «Trekking tours», «Wildlife holidays», а затем выполнить задание на соотнесение словосочетания с названием текста. Пример за- дания изображен на рисунке 3. После выполнения задания обучающие- ся ответили на вопрос о том, как они пред- почитают отдыхать, какие каникулы им за- помнились и почему. Упражнение развивает умение логически правильно формулиро- вать мысли на английском языке, используя тематический лексический материал. Разработанные на основе образователь- ного онлайн-ресурса «УДОБА» задания направлены на отработку и закрепление лексического материала, введение его в ак- тивный словарный запас, отработку уме- ний монологической и диалогической речи
Обучающимся был предложен лексический список в составе 16 единиц, обозначающих овощи и фрукты, а также буквенная таблица со спрятанными словами, расположенными горизонтально, вертикально и диагонально. В ходе выполнения задания происходило развитие умений чтения на английском языке в нестандартном расположении лексических единиц, развитие аналитико-синтетического мышления. После нахождения всех слов обучающиеся составили с ними диалоги в рамках конкретной ситуации общения: 1. Buying products on the market. 2. Preparing for the guests’ coming. 3. Going to a cafe with a friend. 4. Conversation with a supermarket con- sultant. Совершенствованию умений монологи- ческой речи способствовало задание: «De- scribe the photo and name the products you see in the picture. What kind of dish can be prepared with used products»? Обучающиеся описы- вали блюда, которые можно приготовить из изображенных на картинке продуктов. Важной особенностью цифрового об- разовательного ресурса «УДОБА» является возможность создавать упражнения на от- работку продуктивных видов речевой дея- тельности – говорения и письма – посред- ством специальных шаблонов «Назови сло- ва» и «Эссе», «Диктант». В рамках исследо- вания были созданы задания, развивающие умения устной и письменной речи. Пример задания изображен на рисунке 5. Следующее задание заключалось в про- смотре видеосюжета и последующем со- ставлении диалогов в паре по содержанию просмотренного фрагмента.