Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие коммуникативных УУД кадет в процессе проблемно–ценностного общения | Суяшов Игорь Вячеславович. Работа №329965

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий кадет в процессе проблемно – ценностного общения – «педагог - педагог», «кадет - кадет» в условия инновационного образовательного учреждения. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса развития способности ученика (воспитанника) самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и  оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам  должен стать  «архитектором и строителем» образовательного процесса, т.е. овладеть универсальными учебными действиями (далее УУД)

Развитие познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий кадет в процессе проблемно – ценностного общения «педагог - педагог», «кадет - кадет».

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса развития способности ученика (воспитанника) самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, т.е. овладеть универсальными учебными действиями (далее УУД).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Выделяют 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

В своей статье я остановлюсь на двух видах УУД – познавательных и коммуникативных.

Познавательные УУД включают: общеучебные, включая знаково – символические действия, логические учебные действия, а так же постановку и решение проблемы.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми. [4, с. 126]

Рассмотрим как в процессе организации проблемно-ценностного общения возможно формирование данных УУД у кадет. Такой вид общения наиболее эффективно организовать в рамках внеурочной деятельности. Проблемно-ценностное общение, в отличие от досугового общения, затрагивает не только эмоциональным мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Проблемно-ценностное общение кадет организовано мной в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий.

Проблемно-ценностное общение и совместные действия в системе «педагог - кадет» – это своеобразное средство продуктивной деятельности лишь при условии сотрудничества с педагогом. Это происходит за счет реализации им своих возможностей, возможно пока ещё небольших, с помощью педагога.

Для развития познавательного интереса и активизации деятельности кадет использую ряд приемов, например:

прием новизны, который предполагает наличие в учебном материале интересных сведений и фактов. Педагог должен заботиться о том, чтобы его изложение материала не сводилось к пересказу книги или статьи, а было живым, глубоким по содержанию и увлекательным, обогащающим знания, которые уже имеются у кадет. Признаком эмоционального интереса является, к примеру, наступившая тишина, свидетельствующая о поглощенности от услышанной информации.

прием семантизации предполагает возбуждение интереса через раскрытие смыслового значения названия слова. Например, описание цветка «мать и мачеха» можно насытить сравнением нижней стороны листка растения (с нежным пушком) с прикосновением матери, а верхней (холодной) части листка – с холодом мачехи.

Общение в системе «кадет - кадет» очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников. [3, с. 34]

Проблемно-ценностное общение кадет друг с другом специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у подростка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносит личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, служит ценной жизненной школой.

Кроме того этот вид общения специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. [1, с. 97]

Проблемно-ценностное общение, как форма организации внеурочной деятельности кадет очень широко применима в своей практике и очень своевременно, так как позволяет формировать основные виды УУД.

Так мной часто инициируются и организуется работа кадет с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушие, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

При обсуждении такой информации внутригрупповые эффективны дискуссии. Они позволяют кадетам соотнести собственное отношение к дискутируему вопросу сомнениями товарищей и способствует коррекции этого отношения – ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям кадеты приобретают опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, учатся уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.

В качестве примера назову несколько дискуссионных тем из разных областей познания:

Использование животных для опытов: научная необходимо или жестокость людей? (биология).

Может ли наука быть безнравственной? (физика).

Является ли экономический рост в мире безусловным благом для людей (экономика).

Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (география).

Согласны ли вы со словами И. Карамазова «Если Бога нет, значит, всё позволено?» (литература).

Реформы Петра

I

– шаг к цивилизованному обществу или насилие над страной? (история).

Опасна ли для общества агрессия в кино и на телевидении? (искусство).

Бесспорно, при поиске информации к любой из предполагаемых тем дискуссии у кадет формируются познавательные и универсальные учебные действия, как то:

- умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания,

- умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения,

- умение сформулировать проблему и найти способ её решения.

Ценностная составляющая привносится в содержание познавательной деятельности кадет и тогда, когда я акцентирую их внимание на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, двойное значение для человечества открытия способа расщепления атомного ядра, проблемы генной инженерии и этические аспекты клонирования, экологические последствия открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов, гуманитарные последствия Великих географических открытий для народов Нового света и т.п. В последствии после серии подобных дискуссий мы выйдем на тему новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам?

С моей точки зрения целесообразно практиковать работу над подготовкой к дискуссиям в рамках проблемно-ценностного общения с кадетами, объединенными в пары или микрогруппы по 3 – 4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание проблемы. Такой прием дает этим заданиям психологически полноценный характер деятельности, устраняет тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе». И как нельзя, кстати, способствует развитию коммуникативных УУД.

Видами коммуникативных действия являются:

планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение

монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. [2

,

с. 16

]

Так, например, приведу примеры приемов формирования коммуникативных УУД в процессе организации данного вида общения:

давать кадетам время на обдумывание их ответов;

обращать своё внимание и внимание кадет на каждый ответ их товарищей;

не перебивать товарищей (в зависимости от ситуации);

поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет;

предоставлять возможность кадетам задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;

задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для кадет;

создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Таким образом, проблема эффективного формирования и развития УУД кадет – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. Она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность ученых в нахождении путей формирования надпредметных действий обучающихся.

Все УУД составляют систему в составе четырех видов: личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание; регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; познавательные – общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем; коммуникативные – планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка, понимание языка соответствующий предметной области. Вместе с тем, существуют различные формы организации работы с кадетами, которые в большей или меньшей степени развивают те или иные виды УУД. Так познавательные и коммуникативные УУД во внеурочной деятельности эффективно развиваются в процессе организации различных форм проблемно-ценностного общения как в системе «педагог - кадет», так и в системе «кадет - кадет». Причем, если подвергать анализу данные системы взаимодействия в рамках этого вида общения, то становится понятно, что развитие познавательных УУД эффективнее во внеурочной деятельности при взаимодействии «педагог - кадет», а коммуникативные УУД более эффективно формируются при организации проблемно-ценностного общения в системе «кадет - кадет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Кон И.С. «Психология юношеского возраста

.

Проблемы формирования личности». – М.: Просвещение, 1979 г.

Культурно – историческая системно – деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×