Развитие концептуального мышления младших школьников через организацию проблемно-ценностного общения при анализе литературных произведений | Узкая Ирина Маратовна. Работа №347102
Аннотация. В статье рассматривается важность развития концептуального мышления у младших школьников через организацию проблемно-ценностного общения. Подчеркивается, что эффективный анализ литературных произведений способствует не только углублению понимания текста, но и формированию у учащихся критического мышления, способности к анализу и синтезу информации, а также социальной активности. Описываются методы и приемы, которые могут быть использованы учителями начальных классов для организации такого общения, а также примеры литературных произведений, подходящих для анализа. Статья предназначена для педагогов, заинтересованных в развитии креативности и критического мышления своих учеников.
Ключевые слова: концептуальное мышление, младшие школьники, проблемно-ценностное общение, анализ литературных произведений, критическое мышление, образовательные технологии.
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОБЛЕМНО-ЦЕННОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Узкая Ирина Маратовна, учитель начальных классов
Ухтостровская ОШ МБОУ "Рембуевская СШ", Архангельская обл, д.Горка-Кузнечевская
Аннотация. В статье рассматривается важность развития концептуального мышления у младших школьников через организацию проблемно-ценностного общения. Подчеркивается, что эффективный анализ литературных произведений способствует не только углублению понимания текста, но и формированию у учащихся критического мышления, способности к анализу и синтезу информации, а также социальной активности. Описываются методы и приемы, которые могут быть использованы учителями начальных классов для организации такого общения, а также примеры литературных произведений, подходящих для анализа. Статья предназначена для педагогов, заинтересованных в развитии креативности и критического мышления своих учеников.
Ключевые слова: концептуальное мышление, младшие школьники, проблемно-ценностное общение, анализ литературных произведений, критическое мышление, образовательные технологии.
Развитие концептуального мышления у младших школьников является одной из ключевых задач современного образования. Концептуальное мышление помогает детям осмысленно воспринимать окружающий мир, устанавливать связи между различными понятиями и применять знания в практической деятельности. Литература предоставляет богатый материал для формирования такого мышления, а организация проблемно-ценностного общения в классе способствует более глубокому анализу текстов и их содержания.
Проблемно-ценностное общение как метод развития концептуального мышления
Проблемно-ценностное общение — это подход, который предполагает активное взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем в процессе обсуждения ключевых вопросов, стоящих перед героями литературных произведений. В отличие от традиционного метода, где акцент делается на запоминании фактов, данный подход ставит целью развитие умения анализировать, сопоставлять и делать выводы.
Основные компоненты проблемно-ценностного общения:
Проблематизация: учитель ставит перед классом актуальные и вызывающие вопросы, которые требуют обсуждения и анализа.
Ценностное обсуждение: учащиеся высказывают свои мнения, обсуждают различные точки зрения, что способствует формированию у них навыков аргументации и критического мышления.
Рефлексия: по окончании обсуждения важно обсудить, что нового узнали учащиеся, как изменились их представления о произведении и его героях.
Примеры организации проблемно-ценностного общения
Обсуждение темы дружбы в произведении А. С. Пушкина "Дубровский". Учитель может предложить учащимся рассмотреть, как дружба влияет на поступки героев, а затем обсудить, что такое настоящая дружба в их жизни.
Анализ произведения Н. Н. Носова "Незнайка на Луне". Здесь можно акцентировать внимание на ценностях дружбы и взаимопомощи, предложив детям подумать о том, как они помогают своим друзьям и близким.
Обсуждение экологической тематики в сказках В. С. Высоцкого. Учащиеся могут обсудить, как экология отражается в сказках, и предложить свои идеи о том, как можно заботиться о природе.
Методические приемы
1. Метод круглого стола. Учитель формирует группы, каждая из которых обсуждает определенный аспект литературного произведения. Затем группы делятся своими находками, создавая общую картину анализа.
2. Дебаты. Учащиеся выступают за и против различных точек зрения на поступки героев, что способствует развитию навыков аргументации и критического мышления.
3. Творческие задания. После анализа произведения учащиеся могут создавать свои истории или мини-проекты, что способствует глубже осмыслению прочитанного.
Значение анализа литературных произведений
Анализ литературных произведений позволяет младшим школьникам:
Развивать умение критически мыслить.
Формировать эмоциональный интеллект.
Углублять понимание социальных и моральных вопросов.
Составлять свои мнения и аргументировать их.
Таким образом, организация проблемно-ценностного общения при анализе литературных произведений является эффективным инструментом для развития концептуального мышления у младших школьников. Важно, чтобы учителя использовали разнообразные методы и приемы, создавая атмосферу доверия и открытости, где каждый ребенок сможет выразить свои мысли и чувства. Это не только способствует развитию их интеллектуальных способностей, но и формирует гражданскую позицию и социальную активность.
Список литературы
Бардакова Вера Владимировна Сопоставительный анализ художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе // Известия ВГПУ. 2022. №9 (172). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavitelnyy-analiz-hudozhestvennyh-proizvedeniy-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole
Иргит Айсуу Григорьевна Развитие интереса у младших школьников к чтению литературных произведений // Евразийский Союз Ученых. 2020. №10-1 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-interesa-u-mladshih-shkolnikov-k-chteniyu-literaturnyh-proizvedeniy
Комарова, О. Н. Развитие концептуального мышления школьников через организацию проблемно-ценностного общения при анализе литературных произведений / О. Н. Комарова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11642/