Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие координации и баланса у детей с двигательными нарушениями: лучшие упражнения и подходы | Мамедова Татьяна Александровна. Работа №350407

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья освещает методы и подходы, направленные на развитие координации и баланса у детей с двигательными нарушениями в условиях учебно-реабилитационного центра. Упражнения для улучшения координации и баланса являются неотъемлемой частью программы адаптивной физической культуры (АФК), поскольку они способствуют улучшению двигательных функций и повышению уверенности детей в своих способностях. Рассматриваются лучшие упражнения, подходы и принципы, которые могут быть использованы для эффективной работы с детьми с ОВЗ, а также важность индивидуального подхода, создания поддерживающей среды и постоянной адаптации упражнений в зависимости от уровня двигательных нарушений.

Ключевые слова: координация, баланс, двигательные нарушения, дети с ОВЗ, адаптивная физическая культура, упражнения, реабилитация, подходы, физическая активность, учебно-реабилитационный центр.

Развитие координации и баланса у детей
с двигательными нарушениями:
лучшие упражнения и подходы

 

Мамедова Татьяна Александровна, учитель АФК

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Республиканский учебно-реабилитационный центр»

 

Аннотация. Статья освещает методы и подходы, направленные на развитие координации и баланса у детей с двигательными нарушениями в условиях учебно-реабилитационного центра. Упражнения для улучшения координации и баланса являются неотъемлемой частью программы адаптивной физической культуры (АФК), поскольку они способствуют улучшению двигательных функций и повышению уверенности детей в своих способностях. Рассматриваются лучшие упражнения, подходы и принципы, которые могут быть использованы для эффективной работы с детьми с ОВЗ, а также важность индивидуального подхода, создания поддерживающей среды и постоянной адаптации упражнений в зависимости от уровня двигательных нарушений.

Ключевые слова: координация, баланс, двигательные нарушения, дети с ОВЗ, адаптивная физическая культура, упражнения, реабилитация, подходы, физическая активность, учебно-реабилитационный центр.

 

Дети с двигательными нарушениями сталкиваются с множеством сложностей в процессе физического развития, и одной из ключевых проблем является недостаточная координация движений и слабый баланс. Эти аспекты играют важную роль в обеспечении базовых двигательных навыков, таких как ходьба, бег, прыжки и даже выполнение повседневных задач. Важно, чтобы занятия адаптивной физической культурой (АФК) в учебно-реабилитационном центре были направлены на развитие этих навыков с учетом особенностей каждого ребенка. С помощью правильно подобранных упражнений и методов можно существенно улучшить координацию и баланс, что поможет детям развивать уверенность в своих силах и повысит качество жизни.

Одним из наиболее эффективных способов развития координации и баланса является использование упражнений, направленных на работу с различными позициями тела. Занятия должны начинаться с простых упражнений, которые не требуют сложных движений, но в то же время обеспечивают стабильность и контроль над телом. Например, упражнение «Поза дерева», которое часто используется в йоге, помогает развивать не только координацию, но и баланс, так как оно требует удержания одной ноги на полу, а второй — на согнутом колене. Это упражнение можно адаптировать для детей с двигательными нарушениями, подбирая опору для тех, кто испытывает трудности с удержанием равновесия. Также полезно начинать с простых упражнений на полу, таких как «поза сидя» с вытянутыми ногами, чтобы дети учились удерживать баланс в статичных позах.

Важно, чтобы упражнения для развития координации и баланса были не только эффективными, но и безопасными для детей с ОВЗ. Упражнения должны быть адаптированы в зависимости от уровня нарушений, и важно постепенно увеличивать их сложность по мере того, как ребенок будет развиваться. Например, можно использовать специальные гимнастические маты или балансировочные платформы для тренировки равновесия. Такие упражнения помогают детям развить чувство стабилизации тела и учат их правильно распределять вес, что важно как для улучшения физической активности, так и для преодоления трудностей в повседневной жизни.

Также необходимо включать упражнения, направленные на развитие общей гибкости и растяжки. Это позволяет улучшить подвижность суставов и предотвратить возникновение дополнительных проблем с координацией. Упражнения на растяжку и гибкость могут быть адаптированы для детей с различными степенями двигательных нарушений и проводиться с использованием вспомогательных средств, таких как эластичные ленты, которые помогают правильно растягивать мышцы и суставы. Важным аспектом является постепенность и внимание к потребностям каждого ребенка, чтобы не вызвать травм и не перегрузить его.

Для детей с нарушениями равновесия полезными являются упражнения с использованием мяча. Такие упражнения помогают развивать не только координацию движений, но и улучшать общую физическую подготовленность. Например, дети могут сидеть на большом фитнес-мяче и пытаться удерживать баланс, выполняя небольшие наклоны вперед и назад. Сначала можно использовать поддержку сзади, а по мере улучшения состояния — увеличивать сложность, предлагая детям выполнить балансировку без помощи взрослого. Такой подход развивает не только мышцы корпуса, но и улучшает чувство баланса в условиях нестабильности. Важно, чтобы мяч был выбран подходящего размера и упругости, чтобы обеспечить максимальную безопасность.

Параллельно с этим полезно включать упражнения на координацию рук и ног, например, «походка с мячом» или «передача мяча». В этих упражнениях дети учат контролировать движения обеих рук и ног одновременно, что способствует улучшению взаимодействия между различными частями тела. Постепенное усложнение задач, таких как выполнение упражнений с закрытыми глазами или с изменением темпа, развивает не только координацию, но и улучшает реакцию и внимание.

Еще одним важным аспектом является использование различных тактильных и визуальных стимулов. Например, для детей с нарушениями равновесия и координации полезны упражнения, которые включают в себя элементы направленных движений, например, «поиск предметов» или «прыжки через обручи». Такие задания стимулируют детей развивать зрительно-моторную координацию, тренируют внимание и усиливают способность к ориентации в пространстве.

Кроме того, особое внимание стоит уделить психологическому аспекту тренировок. Для детей с двигательными нарушениями важно не только физическое развитие, но и поддержка с психологической стороны. Учитель АФК должен создать атмосферу уверенности и комфорта, что поможет детям преодолевать свои страхи и сомнения. Положительная мотивация и поощрение каждого достижения, даже самого малого, играет важную роль в укреплении уверенности ребенка в себе и своих силах. Важно, чтобы каждый ребенок ощущал поддержку и не сравнивал себя с другими, так как его достижения уникальны и значимы.

Таким образом, развитие координации и баланса у детей с двигательными нарушениями в учебно-реабилитационном центре требует комплексного подхода и внимательности к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Важно использовать разнообразные упражнения, которые могут быть адаптированы под разные физические и психологические состояния детей, а также активно использовать элементы игры, чтобы занятия были интересными и стимулировали детей на дальнейшее развитие. Тщательно подобранные методы, подходы и упражнения помогут не только улучшить физическое состояние детей, но и значительно повысить их уверенность в себе и желание участвовать в физической активности.

 

Список литературы

Архипова Е. Ф. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности // СДО. 2015.

№6 (58). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-s-detmi-imeyuschimi-osobye-obrazovatelnye-potrebnosti

Грибакина

К. Р., Тюрина И. В. Адаптивная физическая культура как основа формирования физической безопасности личности для детей с ОВЗ // Наука в жизни человека.

2024. №2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-kak-osnova-formirovaniya-fizicheskoy-bezopasnosti-lichnosti-dlya-detey-s-ovz

Хамхоев

а

А. М.,

Кульчицкий

В. Е.

Р

оль лечебной физической культуры в жизни ребенка с

ОВЗ

// Вестник науки. 2024. №1 (70).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lechebnoy-fizicheskoy-kultury-v-zhizni-rebenka-s-ovz

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×