Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие координационных способностей у гимнасток младшего возраста | Ольга Евгеньевна Мякишева. Работа №345068

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием координационных способностей у юных гимнасток, от которых напрямую зависит успешность освоения упражнений с предметами и выступление спортсменок на соревнованиях. Эта Тема очень актуальна для  художественной гимнастики. Не секрет, что гимнастика сложно-координационный вид спорта и предъявляет повышенные требования ко всем сторонам подготовленности гимнасток.Особенно это важно на учебно-тренировочном этапе, где продолжается освоение новых упражнений с предметами, закладывается прочный фундамент и формируется "школа" движений.

г. Нижний Тагил, МБУ ДО «СШ №1»

Мякишева Ольга Евгеньевна, тренер – преподаватель по художественной гимнастике

 

Развитие координационных способностей у гимнасток

младшего возраста

 

С самого раннего детства люди познают окружающий мир через движения. В процессе овладения разнообразными двигательными действиями они познают и самих себя, развивают свои способности, формируются как личности. Занятия физическими упражнениями оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей младшего возраста. Под воздействием занятий улучшается умственная работоспособность ребенка. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития ребенка. Крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Цель ранних занятий физической культурой и спортом – создать прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения. Красота гармоничного развитого тела человека обязательный элемент представлений об эстетических преобразованиях с помощью физического воспитания. Красивое гармонично развитое тело развивается занятиями художественной гимнастикой.

Художественная гимнастика направлена на решение задачи общего физического развития человека и совершенствования его двигательных способностей. Занятия художественной гимнастикой с раннего возраста позволяют овладеть основными сложно техническими навыками. Наиболее благоприятным периодом для обучения является дошкольный и младший школьный возраст. В эти годы легко усваиваются разнообразные формы двигательных действий.

Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе общего повышения функциональных возможностей организма, разностороннего развития физических и духовных способностей. В этом убеждает весь опыт спортивной практики, равно как и многочисленные данные теоретических и экспериментальных исследований.

Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития спортсмена объясняется двумя основными причинами. Во-первых, единством организма-взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Хотя каждый вид спорта требует особых соотношений в развитии физических качеств, всегда действует и общая закономерность: предельное развитие какого-либо качества возможно лишь в условиях общего повышения функциональных возможностей организма. Во-вторых, взаимодействиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных навыков и умений, освоенных спортсменом (конечно, в определенных границах, зависящих от избранного вида спорта), тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее. Новые формы движений возникают на основе сложившихся ранее и включают в себя те или иные их элементы. Еще более важно, что в результате преодоления трудностей, возникающих в процессе освоения разнообразных двигательных координаций, развивается способность к дальнейшему совершенствованию в двигательной деятельности-тренируемость.

Задача этапа начальной подготовки выявить способных детей и основательно осуществить начальную подготовку, заложить прочный фундамент для дальнейшего развития спортсменок.

Успех в овладении занятиями в области художественной гимнастики двигательными навыками и умениями рассматривается в зависимости от способностей, занимающихся, и методического мастерства педагога. Взаимоотношения между педагогом и гимнастикой носят личностный характер. Они должны хорошо и всесторонне знать друг друга. На основе изучения способностей осуществляется индивидуальный подход к занимающимся, в процессе которого еще глубже познается причина успехов и затруднений своих учеников.

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость-способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость_ сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим.

Различают ловкость общую и специальную. Общая ловкость-это способность целесообразно координировать свои движения и рационально решать любые двигательные задачи. Специальная ловкость-это способность целесообразно в соответствии с ситуацией применять технику вида спорта.

Основу ловкости составляют координационные способности. Под координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). С другой стороны, координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движения, их можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа, способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений. Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений. Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее. Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения.

Вторая группа, способности поддерживать статическое(позу) и динамическое равновесие. При всей динамичности двигательных актов они всегда связаны с поддержанием относительно устойчивого положения тела, т.е. обеспечением равновесия как состояния, которое достигается в результате противодействия силам, вызывающим отклонение тела от целесообразного положения : силам инерции, реакции опоры и др. Без поддержания определенной устойчивости позы было бы невозможным ни сохранение статических положений, необходимых в повседневной жизни (в том числе основной стойки-положения прямостояния), ни эффективное выполнение двигательных действий.

Равновесие необходимо для выполнения абсолютно всех элементов художественной гимнастики.

Длительность сохранения равновесия - это показатель не только уровня развития, но и функционального состояния центральной нервной системы. Этот показатель используют так же как критерий тренированности и готовности гимнасток к соревнованиям. Существенная роль в регуляции положения тела отводится двигательному и вестибулярному анализаторам, а также тактильному и зрительному. В зависимости от соотношения моментов динамики и статики в различных позах и пор ходу их изменений в одних случаях требуется поддерживать преимущественно статическое равновесие, в других-динамическое равновесие, когда моменты статики мимолетны и поза видоизменяется по ходу движений, сохраняя в тоже время общую устойчивость. В целом же устойчивость позы, согласно многим исследовательским данным, достигается как тоническими напряжениями мышц, фиксирующими те или иные положения звенья тела, так и постоянными (подчас незаметными) корректировочными движениями. При этом во многих случаях ведущую роль играет установка не на жесткую фиксацию позы, а на оптимальное балансирование в ней, благодаря которому равновесие постоянно восстанавливается как бы в потоке нарушений, вызываемых отклоняющими факторами. Способность поддерживать равновесие в этом смысле есть, прежде всего способность к оптимальному балансированию в статических и динамических позах.

Статическое равновесие проявляется при длительном сохранении определенных поз человека, динамическое-при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах.

Третья группа, Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности). Данные способности можно разделить на управление тонической напряженностей и координационной напряженностью. Тоническая напряженность характеризуется постоянным чрезмерным титаническим напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным и (или) замедленным переходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления.

Известно, что как тоническая, так и координационная напряженность серьезно препятствует формированию совершенной техники двигательных действий, ухудшает их общую результативность, сдерживает, в частности, проявления скорости и мощности движений, способствует утомлению (из-за излишних затрат мышечной энергии).

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

1) способности человека к точному анализу движений;

2)деятельности анализаторов и особенно двигательного;

3) сложности двигательного задания4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

5) смелости и решительности;

6) возраста

7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Как уже отмечалось, биологические предпосылки координационных способностей, составляющих «ядро» ловкости, имеются уже в младшем школьном возрасте. Экспериментально показано, что упражнения, направленные на развитие координации движений, даже при относительно небольших объемах нагрузки быстро дают в этом возрасте значительный положительный эффект.

При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию.

Первая группа задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки. В данном случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта. В художественной гимнастике, где предметом состязаний является сама техника движений, первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц. Поэтому, в данном виде спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить:

за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров;

за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту;

изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие;

комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов;

выпол

няя упражнения

по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств воспитания координационных способностей составляют общие подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предмета и с предметами, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии. Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазания.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

В художественной гимнастике специальные упражнения для развития и совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики данного вида спорта. Это координационно-сходные упражнения с техническими действиями соревновательной программы гимнасток.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

а) подводящие упражнения, способствующие освоению новых форм движений данного вида спорта;

б) развивающие упражнения, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в художественной гимнастике.

Развитие координационных способностей тесно переплетается с технической подготовкой, однако можно выделить упражнения, которые являются лишь средствами, а не конкретным стилистическим «языком» художественной гимнастики. Такими упражнениями, в частности, будут:

упражнения на расслабление, которые редко встречаются как самостоятельная форма в упражнениях классификационной программы, но широко используются в системе подготовки гимнасток;

2) упражнения, направленные на развитие способности анализировать пространственно-временные характеристики (броски предметов с указанием времени полета, перекаты на определенное расстояние, броски с закрытыми глазами, жонглирование двумя, тремя предметами).

Однако эти упражнения эффективны лишь при условии, если техника упражнений позволяет выполнять их в максимально быстром темпе.

Для решения задачи разностороннего развития координационных способностей лучшим средством являются подвижные игры, бег типа «бумеранга», «слалом», прыжки на батуте, упражнения, содержащие элементы новизны и импровизации.

Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений.

Точность любого двигательного действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении сенсорных систем, так и от способности человека осознанно воспринимать свои ощущения. Способность воспринимать и различать изменения в движениях (вплоть до минимальных) по пространственным и временным параметрам хорошо тренируема. Труднее воспринимаются величины мышечного напряжения.

Способность к точному выполнению движений развивают, прежде всего посредством применения общих подготовительных упражнений при систематическом повышении их координационной сложности.

Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях, осуществляется главным образом по таким методическим направлениям: а) совершенствование точности воспроизведения заданных параметров движений, соответствующих требованиям рациональной техники спортивно-технического мастерства;

Б) совершенствование точности выполняемых движений в соответствии с заданными изменениями параметров.

Одним из необходимых слагаемых комплексного процесса развития координационных и непосредственно связанных с ними способностей является развитие способности поддерживать равновесие тела-балансировать в статических и динамических положениях, обусловленных различными ситуациями.

Для разных типов равновесий используются следующие методические приемы:

А) для статического равновесия:

-удлинение времени сохранения позы;

- исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;

-уменьшение площади опоры;

-увеличение высоты опорной поверхности;

-введение неустойчивой опоры;

- введение сопутствующих движений;

Б) для динамического равновесия:

- упражнения с изменяющимися внешними условиями;

- упражнения для тренировки вестибулярного аппарата.

В учебно-тренировочном процессе гимнасток используются многие упражнения в равновесии: упражнения на гимнастической скамейке и бревне, ходьба по качающемуся бревну, прыжки на мостике, подвижные игры с элементами, требующими удержания равновесия в усложненных условиях опоры и т.д.

Совершенствование функций вестибулярного анализатора, от которых зависит способность поддерживать равновесие, содействуют такие упражнения, как: повороты, наклоны, быстрые вращательные движения головой в различных плоскостях, бег с внезапными остановками и поворотами, бег боком и спиной вперед, прыжки с поворотами, акробатические упражнения.

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы.

Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

Воспитание

способности перестраивать двигательную д

еятельность в условиях внезапно

меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании.

Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в художественной гимнастике.

Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает

определенную

дискоординацию

движений, что приводит к снижению проявления силы, искажению техники и преждевременному утомлению.

Интервалы отдыха должны быть достаточными дл

я относительно полного восстановления.

По

следующие упражнения рекомендует

с

я

выполнять при отсутствии значительных следов от предшествующей нагрузки.

Для развития координационных способностей используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода-со строгой и нестрогой регламентацией разновидности методических приемов:

- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений);

- изменение способов действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения и т.п.);

-«зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках, броски и ловля предметов «не ведущей» рукой и т.п.);

- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (упражнения в равновесии сразу после вращений, прыжков, кувырков);

- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля-с закрытыми глазами (упражнения в равновесии, с предметами).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды, преодоление произвольными способами полосы препятствий.

Эффективным методом развития координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений.

Координационные способности наиболее эффективно развиваются тогда, когда функциональная активность организма является оптимальной для воспроизведения заданных параметров двигательных действий. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению. Нарастание у томления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения.

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Белокопытова Ж.А., Карпенко Л.А. Художественная гимнастика. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ. Киев: Республиканский научно методический кабинет Министерства Украины по делам молодежи и спорта, 1991

Карпенко Л.А. Художественная гимнастика. Учебник для тренеров, преподавателей и студентов физ. Культ. М., 2003

Кеченджиева

Л. Обучение детей художественной гимнастике. М.:

ФиС

, 1985

Костров

ицкая

В. 100 уроков классического танца. Методическое пособие для хореографических училищ. Ленинград: Искусство, 1981

Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика. Учебник для институтов физ. Культуры. М.:

ФиС

, 1982

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для ин-

ов

физ.Культуры

. М.:

ФиС

, 1991

Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. Учеб. Пособие

для студентов

пед

. Ин-

ов

и учащихся

пед

.

Уч

-щ. М.: Просвещение, 1991

Овчинникова

Н.Л. Подготовка квалифицированных гимнасток. Отбор: Метод. Рек. Киев: ИФК, 1991

Орлова Л.П. Художественная гимнастика. Учебное пособие для институтов физ. Культ. М.:

ФиС

, 1973

Ротерс

Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. Учебное пособие для учащихся

пед

.

Уч

-щ по спец. М.: Просвещение, 1989

Смирнов Ю.И. Эстетические аспекты спортивно –технического

мастерства.Учебное

пособие для институтов физ. Культуры.

Малаховка

, 1990

Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-

ов

физ. Культуры. Под общей редакцией

Л.П.Матвеева

. М.:

ФиС

, 1976

Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-

овфиз

. Культуры. Под общей ред. Б.А.

Ашмарина

. М.: Просвещение, 1990

Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического

воспитания.М

.:

ФиС

, 1972

Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник для студентов физ.

Культ.М

.: Академия, 2002

Смолевский

В.М. Гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 1985

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×