РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ | Волкова Алиса Юрьевна, Анисимова Мария Николаевна. Работа №343084
Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. В таком случае развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира. Мы, педагоги должны способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для развития индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Волкова Алиса Юрьевна,
Анисимова Мария Николаевна,
учителя МАОУ «Андреевская ООШ»
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. Используя творческие задания, формируем креативное мышление на уроках литературы.
Ключевые слова. Креативное мышление, творческие задания.
«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка»
В.А. Сухомлинский
Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. В таком случае развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира. Мы, педагоги должны способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для развития индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Неталантливых детей нет, творчество присуще каждому, и любой ребёнок творчески одарён. Только дар этот надо не пропустить, создать условия, чтобы ученику захотелось творить и, конечно, сделать это вовремя. Результат своей деятельности мы видим в творческой активности учащихся на своих уроках и внеклассных занятиях, в повышении интереса к моему предмету, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения.
Опыт рассчитан на ученика среднего уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и со слабыми учениками.
Итак, креативность, или креативное мышление – это способность думать новаторским и оригинальным способом, которая включает умение выйти из установленных границ для поиска альтернативных и неординарных решений. Обычно мы связываем творчество (креатив) с искусством и досугом. Тем не менее, креатив может присутствовать во всех задачах, которые мы ежедневно выполняем. Креативность является полезной и выгодной во всех видах ситуаций и задач; от наиболее важных до самых тривиальных.
Креативность — не врожденный дар, а навык, который надо постоянно тренировать. И можно делать это очень легко.
Чтобы развить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе, искать необычные способы применения обычных вещей. При этом способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок для дальнейшего развития креативности. Не нужно запирать себя за общественные стереотипы. А чтобы креативность развивалась достаточно применять игровой момент: нужно играть, выдумывать, фантазировать, переносить позитивные выдумки в реальность.
Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Креативное мышление характеризуют четыре основные качества:
- быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),
- гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),
- оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
- точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)
Развитие креативного мышления способствует:
• Повышению мотивации учения
• Речевому развитию
• Созданию условий для коммуникативной деятельности
• Созданию благоприятных условий для формирования творческой личности
В детстве, когда еще не усвоены нормы, правила, шаблоны и стандарты мышления, люди мыслят креативно. У детей хорошо развито внимание, воображение, смекалка. Они выдумщики и фантазеры. Во взрослом возрасте люди чаще копируют и воспроизводят уже имеющиеся идеи, отказываясь от собственных, с возрастом творческое мышление часто подавляется логикой.
Способность удивляться и очень быстро сориентироваться в критических ситуациях, уметь находить разные способы решения задач.
Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Креативность с успехом можно применять для решения самых разных повседневных задач.
Начать активно генерировать свежие идеи и воплощать их в жизнь можно с помощью ряда простых упражнений:
§ Ассоциации. Откройте словарь и возьмите первое попавшееся слово. Придумайте к нему как можно больше ассоциаций. Нам попалось слово «зеленый». Вот ассоциации к нему: «трава», «поляна», «лес», «огурцы», «арбуз», «деньги».
§ Нестандартные способы применения. Придумайте необычные способы применения для обычного предмета. Например, карандашом можно закручивать бумагу для поделок, размешивать что-нибудь или использовать как снаряд для рогатки.
§100 идей. Представьте, что вам дали отпуск на целый год. Чем вы будете заниматься эти 12 месяцев? Подумайте хорошо и напишите 100 идей о том, как провести время.
§ 10 идей на каждый день. Давайте сегодня займется проектированием школьной реформы? В какой школе вам было бы приятно учиться? Такую и придумайте. Уверен, равнодушных не будет, потому что улучшать можно многое: процессы, заведения, учителей, учеников и родителей, министерства, правительство, страну и т. д.
§ Разгадывание друдлов. Друдлы — это картинки, которые можно интерпретировать разными способами. Один человек может видеть змею, а другой выступы гор.
§ Неожиданные связи. Снова откройте словарь и возьмите два любых слова. В нашем случае — «автомат» и «морковь». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений. Вот что получилось у нас. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а автомат нельзя. Сходства — автомат и морковь можно держать в руках, ствол автомата напоминает морковь, у АК-47 рукоятка оранжевого цвета. Предложение со словами: «Солдат начал стрелять из автомата по банке, но вдруг понял, что стреляет в зайца, бегающего среди грядок моркови».
§ Рассказ из 100 слов. Вы должны составить рассказ из 100 слов. Ни одного слова больше, ни одного слова меньше. Чтобы усложнить задачу, можете уменьшить количество слов до 75 или 50. При этом рассказ должен иметь начало, развитие и концовку.
§ Поэт. Откройте любимое стихотворение и возьмите из него одну строчку. Придумайте к ней рифму и напишите своё стихотворение.
§ Одна буква. Составьте предложение, где все слова будут начинаться на одну букву. Например: «Разительного роста растение росло рядом с рощей». Неважно, какой получится смысл. Главное — составить предложение.
§ «Черный ящик». Дети по очереди задают вопросы, на которые ведущий должен отвечать «да» или «нет»
Условия для развития креативного мышления:
§ избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;
§ не допускать переутомления и учебных перегрузок;
§ стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов используя ИКТ;
§ специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы,
§ использовать проблемно-поисковые методы обучения. Креативное мышление помогает находить нестандартные решения в сложных ситуациях, и тем самым «идти в ногу со временем», легко и быстро адаптироваться к новым условиям жизни. Креативное мышление – способность мыслить творчески, креативно. Внешние условия развития креативности:
§ поощрение в детях инициативности познавательной деятельности и независимости мышления
§ признание за ребенком права на индивидуальность
§ достижения ребенка отмечаются и поощряются
§ преобладание коллективных форм работы, когда «все обучают каждого и каждый обучает всех» (Я.А. Коменский, И. Штурм)
§ дифференцированная образовательная деятельность педагога
Как известно, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Об этом говорят результаты диагностики.
Большинство старшеклассников боятся самостоятельности, тяготеют к четкой информации, их пугает неопределенность условия и вариативность решения творческой задачи.
Развитие творческих и креативных способностей школьников не может быть полноценным, если оно ограничится рамками учебного времени. Поэтому целесообразно вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность в рамках научных обществ и через участие в творческих конкурсах. Работа на протяжении нескольких лет по созданию творческой среды с целью развития креативных способностей школьников на уроках литературы и во внеурочное время даёт положительные результаты. Приемы, способствующие развитию креативного мышления.
1. «Разминка». Практически каждый урок можно начинать с так называемой разминки, простых упражнений, выполнение которых позволяет, раскрепостить и сделать свободным воображение ученика, объяснить и ввести в лексикон учащихся значения многих терминов, понятий, создает положительный настрой на уроке, что необходимо для дальнейшего плодотворного сотворчества. Например, можно предложить сравнить с чем-либо ручку, стол или найти общее между этими словами, можно попросить учеников написать словаассоциации, подобрать оригинальные эпитеты, необычные олицетворения.
2. Прием «Лови ошибку» активизирует внимание учащихся и формирует прежде всего умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую какое-то количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, совещаются. Придя к определенному мнению, оглашают полученный результат. Данный прием можно использовать и при подготовке к ВПР, и при подготовке к экзаменам.
3. Прием «Диаманта» способствует развитию творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений. Школьникам предлагается составить своеобразное стихотворение по определенной схеме:
а. Одно слово (тема; имя существительное)
б. Два слова (определение; прилагательные)
в. Три слова (действие; причастия)
г. Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)
д. Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)
3. Прием «Создай паспорт». Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Можно создать «паспорт» как героев литературных произведений, так и их авторов.
4. Прием «Телеграмма» способствует актуализации субъективного опыта. Суть приема заключается в следующем: ученикам предлагается кратко написать самое важное, что они узнали на уроке или не поняли. Адресовать телеграмму можно как кому-нибудь из одноклассников, так и учителю.
5. «Дерево решений» — работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.
Креативное мышление учит ребенка одному из важнейших навыков успешного человека: подмечать проблемы вокруг, преобразовывать их в задачи и уметь решать. Ребенок с развитым креативным мышлением имеет больший потенциал, становится более уверенным, открыт вызовам, не боится выражать свое мнение.
Творческие задания разнообразны: 1) домысливание судьбы героя: как сложилась судьба …? 2) письмо от имени литературного героя; 3) речь в защиту или обвинение героя; 4) воображаемая встреча с литературным героем: о чём бы я хотел расспросить…? 5) письмо литературному герою; 6) эссе «Чтобы не стать …? 7) приём синквейна 8) технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). 9) технология «Инсерт» 10) Ментальные карты.
Не бывает «правильных» и «неправильных» суждений, свобода выражения, даже если поначалу это кажется полной ерундой, может стать новым открытием или рекордом. Всячески нужно поддерживать самостоятельность ученика.