Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие креативного мышления при работе со словарными словами | Шаталова Наталья Валентиновна. Работа №345950

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается важность креативного мышления в обучении детей начальных классов, сосредотачиваясь на работе со словарными словами. Приводятся различные подходы к интеграции развивающих методов в уроки русского языка, направленные на стимулирование оригинального мышления и творческого подхода учащихся. Освещаются примеры эффективных игр и заданий, направленных на развитие лексической базы и креативности школьников. Обсуждаются преимущества внедрения активных методов обучения и их влияние на общую образовательную среду.

Ключевые слова: креативное мышление, словарные слова, начальные классы, русский язык, образовательные методики, активные методы обучения.

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

Шаталова Наталья Валентиновна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 1 имени А. Ф. Крамаренко, Краснодарский край,

г. Приморско-Ахтарск

Аннотация. В статье рассматривается важность креативного мышления в обучении детей начальных классов, сосредотачиваясь на работе со словарными словами. Приводятся различные подходы к интеграции развивающих методов в уроки русского языка, направленные на стимулирование оригинального мышления и творческого подхода учащихся. Освещаются примеры эффективных игр и заданий, направленных на развитие лексической базы и креативности школьников. Обсуждаются преимущества внедрения активных методов обучения и их влияние на общую образовательную среду.

Ключевые слова: креативное мышление, словарные слова, начальные классы, русский язык, образовательные методики, активные методы обучения.

Креативное мышление является важным аспектом общего развития ребёнка и его способности адаптироваться к быстро меняющемуся миру. В рамках школьного образования, особенно в начальных классах, необходимо создать такие условия, которые бы способствовали развитию креативности у детей, позволяя им мыслить неординарно, находить нестандартные решения и открывать новые горизонты знаний. Одним из ключевых инструментов для развитии креативного мышления выступают словарные слова. Использование словарных слов на уроках русского языка дает возможность не только обогатить лексику учащихся, но и развить их творческое начало.

Словарные слова — это те слова, которые составляют основу языка. Они имеют особое значение в русском языке, так как именно с их помощью формируются основы речи и коммуникации. Работа со словарными словами помогает учащимся:

Углубить понимание языка. Знание значений слов позволяет детям глубже воспринимать текст, анализировать его и выражать свои мысли более точно.

Расширить словарный запас. Использование различных заданий и упражнений помогает детям запоминать новые слова и активно применять их в речи.

Развивать ассоциативное мышление. Словарные слова могут стать отправной точкой для создания ассоциаций, что важно для развития креативного мышления.

Для стимулирования креативности при работе со словарными словами полезно применять различные педагогические техники и методы. Ниже представлены несколько подходов, которые могут быть использованы в практике начальных классов.

Игра — это один из самых эффективных и увлекательных способов обучения. Использование словарных слов в игре помогает детям не только запоминать их, но и активно применять в разных контекстах.

Пример игры: "Словарный пинг-понг"

Учитель называет словарное слово, а ученики по очереди должны придумывать слова, которые ассоциируются с ним. Это может быть односложное или многосложное слово, при этом каждый ученик должен обосновать свой выбор.

Творческие задания, такие как написание рассказов, стихов или создание комиксов, могут значительно повысить интерес учеников к словарным словам.

Пример задания: "Создай свою историю"

Дети получают несколько слов из словаря и должны создать с их помощью короткий рассказ. Это не только упражнения на креативность, но и развитие навыков письма.

Проектные задания требуют от детей более глубокой проработки темы и могут включать исследовательские элементы.

Пример проекта: "Слово в нашем мире"

Учащиеся выбирают одно словарное слово и создают проект: рисуют плакаты, составляют презентации, проводят мини-исследования о значении и использовании этого слова в жизни.

Групповая работа увеличивает объем идей и способствует креативному взаимодействию.

Пример: "Словарный мозговой штурм"

Дети работают в группах, получая одно словарное слово, и генерируют идеи о том, как оно может быть использовано в различных контекстах (как в сказке, в сценке, в рекламе и т.д.).

Примеры эффективных заданий

Задание 1: "Ассоциации"

Дайте детям список из 5-10 словарных слов и попросите их записать по три ассоциации на каждое слово. После этого организуйте обсуждение ассоциаций, что поможет детям не только активизировать креативное мышление, но и развить навыки аргументации.

Задание 2: "Словарный поэт"

Предложите ученикам написать четверостишие, используя как минимум три словарных слова. Это поможет не только сблизить работу со словом, но и развить музыкальность речи.

Задание 3: "Словарные рисунки"

Попросите детей нарисовать ассоциацию к словарному слову. Пусть каждый объяснит, почему он выбрал именно такое изображение, стимулируя к общению и обмену идеями.

Учитель играет решающую роль в организации процесса обучения. Важно не только подбирать интересные и развивающие задания, но и создать атмосферу, способствующую креативному мышлению. Необходимо поощрять идеи детей, поддерживать их в момент самовыражения, в том числе через позитивный отклик на предполагаемые решения.

Использование различных видов мотивации, таких как похвала за оригинальные идеи, конкурс на лучшее использование словарного слова и т.д., поможет поддерживать интерес к занятиям и желание участвовать в креативном процессе.

Креативное мышление является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальных классах. Работа со словарными словами предоставляет прекрасную возможность не только обогатить словарный запас учащихся, но и развить их творческие способности. Применение активных методов обучения, таких как игры, творческие задания и проектная деятельность, создает условия для полноценного развития ребенка, что является основной целью педагогической практики. Постоянное стимулирование креативности и самовыражения поможет формировать личность ученика, готовую к новым открытиям и достижениям.

Список литературы

Корнилова, Ю. В. Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе / Ю. В. Корнилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 494-496. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12879/

Чекалина, Н. Н. Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта работы) / Н. Н. Чекалина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1540/

Шаламова, М. И. Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе / М. И. Шаламова, Н. В. Гамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 259-262. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67352/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×